К каспийскому газу подошли с немецкой твердостью
Сергей Строкань, Кирилл Кривошеев; Айк Халатян, Ереван
Канцлер Германии Ангела Меркель завершила поездку по Южному Кавказу, посетив после Грузии двух непримиримых соперников — Армению и Азербайджан. Заявив о готовности играть активную роль в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе, Ангела Меркель, впрочем, подтвердила, что главная тема ее поездки — налаживание экспорта азербайджанского газа в Европу. Находясь в Баку, она выразила мнение, что запущенный в мае этого года проект Южного газового коридора «сыграет большую роль в энергообеспечении Европы». Турне канцлера Меркель показало, что наряду с Россией Германия становится одним из ведущих внешних игроков в стратегически важном регионе.
Со сменой лидера политика не меняется
Начав свое турне по трем странам Южного Кавказа с посещения Грузии, самого преданного союзника НАТО и ЕС в регионе (подробнее см. “Ъ” от 24 августа), канцлер Германии Ангела Меркель отправилась с визитами в Ереван и Баку, проходившими по разному сценарию.
После произошедшей в Армении смены высшего руководства Ангеле Меркель было необходимо наладить личный контакт с новым лидером, премьер-министром Николом Пашиняном, и подтвердить готовность продолжать оказывать содействие Еревану в реализации соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с Евросоюзом.
Для того чтобы продемонстрировать неизменность курса Берлина по отношению к Армении, после окончания переговоров Ангела Меркель вместе с Николом Пашиняном, его супругой и президентом страны Арменом Саркисяном даже прогулялась по центру Еревана, общаясь с жителями армянской столицы.
«Это первый визит канцлера Германии в Армению, и с этой точки зрения происходит историческое событие. Его ценность подчеркивается еще и тем, что визит происходит после больших политических изменений, случившихся в Армении»,— напомнил о произошедших в Ереване переменах Никол Пашинян.
По словам Никола Пашиняна, Ереван намерен развивать отношения и Россией, в том числе в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Организации Договора о коллективной безопасности, и с Евросоюзом, в частности с Германией. В свою очередь, похвалив Ереван за сотрудничество и с Брюсселем, и с Москвой, на вопрос о возможности более тесного взаимодействия между ЕАЭС и ЕС канцлер Меркель, имеющая репутацию неформального лидера Европы, дала понять, что более тесного сближения ЕАЭС и ЕС ждать не следует.
«Значительного сближения Армении с Евросоюзом не будет. Сейчас не то время и не та ситуация. Ничего похожего на то, что было с Грузией в 2003–2004 годах, во время "революции роз" президента Саакашвили»,— пояснил “Ъ” глава ереванского Института Кавказа Александр Искандарян.
Не газом единым
Прилетев из Еревана в Баку в минувшую субботу, Ангела Меркель успела менее чем за день встретиться и с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, и с его критиками — правозащитниками и журналистами. «У меня сложилось впечатление, что канцлер Меркель понимает и осознает трудности и механизмы работы автократических режимов»,— написала в Facebook одна из участниц встречи с главой германского правительства, сотрудница «Проекта по расследованию коррупции и организованной преступности» (OCCRP) Хадиджа Исмаилова. «Она сказала, что наши опасения важны и что некоторые из них были подняты на встрече с президентом Алиевым»,— пересказывала содержание беседы представитель независимой азербайджанской НПО. Впрочем, рассказать “Ъ” о встрече с Ангелой Меркель более подробно госпожа Исмаилова отказалась, сославшись на то, что беседа проходила в закрытом режиме.
Сама госпожа Меркель в своих публичных заявлениях старательно воздерживалась от критики в адрес азербайджанского руководства. Коснувшись весьма чувствительной для Баку темы соблюдения в республике демократических прав и свобод, госпожа Меркель определила свое отношение к ней весьма спокойно: «Мы очень откровенно побеседовали о внутреннем положении Азербайджана, правах человека. Хотя не во всех вопросах позиции всегда полностью совпадали, мы говорили о важности и желательности построения светского государства, создания открытых демократических условий».
Не омрачил ее визит и разразившийся накануне переговоров в Баку скандал вокруг депутата Бундестага от правящей партии «Христианский демократический союз» Альберта Вайлера, который должен был сопровождать госпожу Меркель, но так и не получил азербайджанскую визу в связи со своими поездками в непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику. Тот инцидент никак не упоминался в заявлениях лидеров двух стран, сделавших главный упор на торгово-экономическом и энергетическом сотрудничестве.
Ангела Меркель сочла необходимым напомнить, что «в Азербайджане действует Германская внешнеторговая палата и работают свыше 150 немецких компаний». Заявив о том, что «в этом регионе в лице Азербайджана мы имеем самого крупного, самого важного торгового партнера», госпожа Меркель уделила отдельное внимание энергетической теме и проекту Южного газового коридора, запущенному в мае этого года. «Азербайджан является сильным фактором и в энергетической диверсификации Европейского союза, и открытие Южного газового коридора сыграет большую роль в энергообеспечении Европы»,— заявила канцлер Германии на пресс-конференции с Ильхамом Алиевым.
По предварительным оценкам, запуск Южного газового коридора позволит доставлять газ с принадлежащего Азербайджану месторождения Шах-Дениз-2 на Каспии вначале в Турцию, затем в Грецию и далее в другие страны Европы.
«Все параметры месторождения Шах-Дениз-2 известны,— напомнил “Ъ” руководитель аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин.— Его проектная мощность — 16 млрд кубометров в год. Из них 10 млрд пойдет на Турцию, а для Европы предполагается лишь 6 млрд. При этом "Газпром" в нынешнем году планирует достичь поставок 200 млрд кубометров. То есть это альтернативный источник, но недостаточный, чтобы говорить о снижении зависимости от России».
Тем не менее все большая актуальность этого проекта для Берлина обусловлена давлением на германское руководство со стороны администрации президента США Дональда Трампа, требующей свернуть проект газопровода «Северный поток-2». Ведя свою контригру, германская сторона дает Вашингтону понять, что она готова искать альтернативные источники поставок газа, путь и меньших по объему, чем поставки российского газа.
Как пояснил “Ъ” пресс-секретарь МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев, о конкуренции азербайджанского газа с российским речь не идет. При этом Баку действительно планирует «сделать вклад в энергетическую безопасность Европы», которая в ближайшем будущем столкнется с «ростом потребности в энергетических ресурсах».
Еще одно резонансное заявление Ангелы Меркель в Баку касалось проблемы Нагорного Карабаха, решение которой никак не может сдвинуться с мертвой точки. «Мы открыто поговорили о нагорно-карабахском вопросе. Я еще раз подчеркнула, что Германия заинтересована в разрешении этого конфликта и мы будем вносить вклад в это в рамках Минской группы»,— заявила Ангела Меркель. По ее словам, «факт формирования нового правительства в Армении, возможно, может стать причиной улучшения ситуации в этой области, придать толчок переговорам, и Германия также может участвовать в этом».
Берлин не входит в число сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху (Россия, США, Франция). Германия — рядовой участник этой группы, как и Белоруссия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция. Тем не менее госпожа Меркель пообещала «активизировать усилия» в урегулировании конфликта. Таким образом, турне канцлера Меркель по Закавказью показало, что наряду с Россией Германия становится одним из ведущих внешних игроков в стратегически важном регионе.
Коммерсант. 26.08.2018