Грузия начала подготовку к последним всенародным выборам президента

Инна Маринина

Дата выборов президента Грузии определена. Нынешний президент Георгий Маргвелашвили после консультаций с премьер-министром Мамукой Бахтадзе назначил выборы на 28 октября, и избирательная администрация уже начала подготовку к их проведению. На сайте ЦИК опубликован график избирательных мероприятий. А политические партии отныне официально могут представлять и регистрировать своих кандидатов в президенты.

Списки избирательных субъектов, то есть кандидатов, на сайте Центральной избирательной комиссии пока не появились, но заявки уже сделаны, а некоторые кандидаты начали активную избирательную кампанию и почти ежедневно проводят встречи в масштабе всей страны.

Претендентов на пост президента больше чем достаточно, так что сама предвыборная кампания обещает быть жаркой и полной противоречий, взаимных обвинений и обильных обещаний. Правда, отличие нынешних выборов от всех предыдущих состоит в том, что у правящей партии «Грузинская мечта» собственного кандидата в президенты на этот раз не будет. А поэтому правящая сила либо поддержит какого-либо нейтрального кандидата, либо отойдет в сторону и предоставит поле борьбы оппозиции.

Именно такие варианты участия в предстоящих выборах наметил для правящей «Грузинской мечты» ее учредитель, а с недавнего времени и председатель партии Бидзина Иванишвили, который сформулировал свою позицию по этому вопросу в интервью Первому каналу Общественного телевидения Грузии.

Б.Иванишвили считает, что правящей партии на этих выборах своего кандидата выдвигать не следует, тем более что после внесенных в Конституцию страны многочисленных изменений полномочия будущего президента сокращены до минимума, и ему оставлена лишь часть прав для представления страны на международной арене. Кроме того, у «Грузинской мечты» имеется конституционное большинство в парламенте, а также в ее руках сосредоточена вся исполнительная власть как на центральном, так и на местном уровнях. По мнению Б.Иванишвили, предоставление должности президента нейтральному кандидату либо представителю оппозиции будет способствовать развитию и упрочению грузинской демократии.

Возможно, позиция лидера «Грузинской мечты» действительно продиктована «заботой о грузинской демократии», но ряд независимых экспертов не исключают, что она могла быть сформирована под давлением Запада, давно выражавшего беспокойство из-за концентрации всей власти в руках одной партии.

По укоренившейся в правящей партии традиции позицию учредителя и председателя партии моментально и достаточно активно поддержали остальные ее лидеры, и лишь небольшая часть «старого костяка» партии «посмела» выразить собственное мнение о необходимости выдвижения партийного кандидата. Но она оказалась в меньшинстве.

После заявления Б.Иванишвили из партийных и парламентских кулуаров «Грузинской мечты» стали просачиваться в СМИ слухи о возможном выдвижении на пост президента кандидатуры независимого депутата парламента Саломе Зурабишвили. Прямо или косвенно коллеги С.Зурабишвили – депутаты парламентского большинства намекали на вероятность поддержки ее кандидатуры, если та примет решение и будет баллотироваться в президенты.

Позднее эти слухи подкрепила информация об отказе Саломе Зурабишвили от французского гражданства. Стало известно, что она обратилась с соответствующим заявлением в посольство Франции. Дело в том, что до последнего времени она имела двойное гражданство, причем французское получила при рождении (так как родилась в Париже, в семье грузинских эмигрантов), а грузинское ей присвоил экс-президент Михаил Саакашвили (в правительстве которого в 2004-2005 годах она занимала пост министра иностранных дел). Но так как по грузинскому законодательству президентом Грузии не может быть иностранный гражданин, С.Зурабишвили решила отказаться от французского гражданства. А 6 августа она уже официально объявила о намерении побороться за пост президента.

По словам С.Зурабишвили, принять такое решение ей было очень сложно, но это решение было продиктовано обязательствами перед своими предками. Дед Саломе Зурабишвили был членом правительства Грузинской демократической республики 1918-1921 годов и вынужденно покинул страну после установления советской власти. Как заявила С.Зурабишвили на брифинге, она хочет выполнить то, что не смогли сделать члены правительства Первой республики. «Я хочу сделать Грузию такой, какова я сама, – грузинской и европейской», – пояснила С.Зурабишвили.

Саломе Зурабишвили уже официально объявила о намерении побороться за пост президента

Хотя независимый депутат парламента кандидатуру свою уже официально назвала, правящая партия пока выражать ей открытую поддержку не торопится. Лидеры парламентского большинства лишь уклончиво повторяют вслед за Б.Иванишвили, что на этих президентских выборах «Грузинской мечте» иметь собственного кандидата не обязательно и не желательно. Что касается поддержки, правящая партия намерена изучить и рассмотреть все выдвигаемые на пост президента кандидатуры и только после внутрипартийных консультаций определится со своим «фаворитом». Несмотря на такие двусмысленные комментарии лидеров «Грузинской мечты», большая часть экспертов и общественности уверена, что этим фаворитом будет именно С.Зурабишвили.

Главная оппозиция «Грузинской мечты» со своими кандидатами определилась несколько недель назад. Бывшие соратники экс-президента Михаила Саакашвили, ныне лидеры партии «Европейская Грузия» традиции последнего времени не изменили и – в который раз – выдвинули на пост президента кандидатуру Давида Бакрадзе, запомнившегося в свое время на посту председателя парламента в качестве послушного и исполнительного соратника М.Саакашвили. Сегодня он – волей или неволей – оказался в лагере оппонентов экс-президента, так как покинул ряды партии «Единое национальное движение» вместе с основным костяком лидеров сразу после парламентских выборов 2016 года. И сам Д.Бакрадзе, и его нынешние соратники по партии уверены в убедительной победе и обещают, используя президентские полномочия, покончить с режимом Бидзины Иванишвили.

Давид Бакрадзе будет представлять на выборах лагерь оппозиции

Оставшиеся верными М.Саакашвили члены «Национального движения» выбрали из своих рядов достойного, по их мнению, кандидата, бывшего министра иностранных дел Григола Вашадзе, а в доказательство правильности выбора приводят и семейное положение кандидата, супруга которого – известная балерина Нино Ананиашвили – станет достойной «первой леди». В «Национальном движении» также уверены в победе своего кандидата и точно так же обещают изгнать Б.Иванишвили из Грузии, а все его имущество конфисковать и потратить на нужды народа.

Претензии на пост президента высказывают и лидеры других, мало популярных и не имеющих солидной поддержки избирателей (по многим причинам, в том числе финансовым, так как не желают или не могут тратить огромные суммы на привлечение своих сторонников). К их числу относятся лидер Лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили и учредитель и председатель «Демократического движения – Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. Они участвовали во всех предыдущих выборах разных уровней, но в лучшем случае лишь ненамного приближались к избирательному барьеру, будучи не в состоянии его преодолеть. Причиной своих неудач во всех случаях называли коррумпированную и подкупленную властями избирательную администрацию, которая всегда, по мнению оппозиционеров, фальсифицировала и подделывала результаты выборов в пользу той или иной правящей партии.

О намерении баллотироваться в президенты ранее заявил и лидер «Движения строительства», бывший председатель парламента Грузии Давид Усупашвили. До объявления своего решения он провел переговоры с нынешним президентом Георгием Маргвелашвили. Причем Д.Усупашвили надеялся, что Г.Маргвелашвили пойдет на второй срок, а «Движение строительства» окажет ему всяческую поддержку. Но в ходе переговоров выяснилось, что президентских амбиций Г.Маргвелашвили не питает и намерен после истечения президентского срока покинуть политику. Поэтому Д.Усупашвили решил баллотироваться самостоятельно.

Каковы шансы оппонентов на победу на президентских выборах? Мнения на этот счет в Грузии расходятся. Одни, со ссылкой на слова Б.Иванишвили, предполагают, что нынешнему правительству Грузии «сверху» (из Брюсселя или Вашингтона) спустили план «очередной передачи власти», подобной той, что произошла в стране 1 октября 2012 года, когда партия М.Саакашвили уступила парламент и бразды правления «Грузинской мечте» Б.Иванишвили. Тем более что на необходимость подобного шага для «упрочения грузинской демократии» в своем интервью намекнул и сам Иванишвили. Но есть эксперты, которые уверены, что «Грузинская мечта» своих позиций даже в отношении ослабленного и лишенного значительной части полномочий поста президента не уступит и посадит на трон своего человека, чтобы продлить собственное правление.

Отметим особо: намеченные на 28 октября выборы останутся в истории страны как последние всенародные, осуществляемые путем прямого голосования. Спустя шесть лет, согласно многократно перекроенной грузинской Конституции, главу государства будут выбирать назначенные будущим парламентом 300 специальных представителей.

Ритм Евразии. 10.08.2018

Читайте также: