Цена энергонезависимости. Украина стоит на пороге передела газовой отрасли
Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности
В конце июля премьер-министр Украины Владимир Гройсман провел заседание правительства, в ходе которого обсуждался вопрос развития энергетики страны. В ходе своего выступления глава кабинета министров сделал множество интересных заявлений – например, о том, что Украина продвигается к энергетической независимости. За подобной риторикой стоят прагматичные интересы украинских и западных политиков и бизнесменов: они готовятся к реформированию газовой отрасли страны в собственных интересах.
Для того, чтобы обосновать указанный тезис, стоит последовательно рассмотреть речь Гройсмана. Говоря о достижении энергетической независимости, премьер отмечает, что Украина «имеет вторые-третьи по размерам запасы природного газа в своих недрах». По данным компании ВР, запасы газа на Украине в 2017 г. составляют 1,1 трлн куб. м газа, что составляет 0,5% от общемирового объема.
Это весьма хороший показатель, но Украине далеко до лидеров: Россия имеет 35 трлн куб. м запасов (18,1% от общемирового объема), Иран (33,2 трлн куб. м), Катар (24,9 трлн куб. м), Туркменистан (10,1 трлн куб. м) и далее 23 страны опережают Украину по объемам запасов. Так что тут Гройсман немного переоценил ресурсную базу своей страны.
Далее политик в своем выступлении пожаловался, что при таких больших запасах газа руководители Украины постоянно покупали российский газ: «только декабрь наступал, любая власть приклоняла голову и колено, ползли в Москву и договаривались, какая будет цена газа, который будет транзит газа и т.д.».
Тут стоит отметить, что даже наличие больших запасов газа не гарантирует стране аналогичные объемы добычи. Например, США имеют 4,5% мировых запасов газа, но добывают 20% от мирового уровня. И наоборот, Туркменистан с 10,1% запасов производит только 1,7% от глобального объема.
Золотые времена украинской газодобычи уже прошли. Производство газа развивалось в Прикарпатье с 1920-х гг. В 1940 г. там производили 87% советского газа. А пик добычи пришелся на 1975 г. – 68,7 млрд куб. м. В последние годы добыча газа на Украине сохраняется на уровне примерно 20 млрд куб. м.
Источник: Statistical Review of World Energy
Украинские месторождения в традиционных районах добычи существенно истощены. Только для того, чтобы поддерживать их на нынешнем уровне, нужны существенные инвестиции. А месторождения на шельфе имеют относительно малую изученность и вложения в них рискованны.
Гройсман в своем выступлении рассказал, как Украина достигнет энергетической независимости. Все проблемы, по его версии, исходят от прежних руководителей страны, которые якобы намерено скрывали от украинских и зарубежных компаний данные о геологических запасах месторождений.
Хотя по данным ВР существенные изменения запасов газа на Украине происходили только в 2012 г., когда они выросли с 0,7 до 1,2 трлн куб. м, и в 2013 г., когда они составили нынешние 1,1 трлн. Получается, при Януковиче запасы выросли, но в реальности в этом вопросе личность президента фактически не играет роли.
Главный посыл Гройсмана таков: нужно максимально открыть геоданные для украинских и иностранных газовых компаний, они заинтересуются столь привлекательными проектами (именно для этого премьер в начале своей речи назвал Украину чуть ли не мировым лидером по запасам газа), купят лицензии на месторождения и вложат в них много денег. А уж инвестиции позволят Украине нарастить собственную добычу газа и больше не зависеть от импорта.
Украинские власти действительно хотят распродать лицензии на месторождения углеводородов. Премьер заявил, что 44 участка с суммарными запасами в 150 млрд куб м газа уже готовы к продаже. Следующим шагом, вероятно, станет приватизация добычных и сбытовых активов «Нафтогаза Украины».
В 2016 г. правительство создало компанию «Магистральные газопроводы Украины», которой будет передана газотранспортная система. Остальные активы, не относящиеся к естественно монопольному сегменту, вероятно, будут приватизированы под лозунгом прихода инвесторов и рыночных реформ.
Но для того, чтобы привлечь инвесторов, рассказов о перспективах газовой отрасли Украины недостаточно. Поэтому правительство создает условия, при которых работа на газовом рынке страны будет приносить прибыль. В последние годы на Украине существенно повысились тарифы на газ, горячую воду и т.д.
В настоящее время тариф для населения составляет около 7 тыс. гривен ($260) за тыс. куб. м., а для промышленности около 10 тыс. грн. ($373) за тыс. куб. м. При этом средняя стоимость импортного газа в июне составила $266,4 за тыс. куб. м. Получается, что газовым компаниям уже сейчас выгодно работать на украинском рынке. Частные компании могут продать газ государственному «Нафтогазу», который в августе будет готов купить сырье по $302,3 за тыс. куб. м.
Источник: Министерство экономического развития и торговли Украины
Таким образом, вероятна реализация деклараций украинского правительства в части приватизации газовой отрасли. Но эта реформа не подразумевает понижение цен для потребителей. Наоборот, инвесторы будут работать на Украине, вкладывать деньги в поддержание добычи только в случае, если тарифы будут высокими. А их рост постоянно объясняется требованиями МВФ, который, по словам украинских политиков, отказывается выделять новые транши экономической помощи до повышения тарифа на газ и отказа от субсидирования потребителей.
В такой ситуации государственное регулирование тарифов происходит не в пользу потребителей, а в пользу поставщиков. Вот так за словами Гройсмана о необходимости достижения энергетической независимости стоит банальное желание перенаправить денежные потоки от газовой отрасли в частные структуры.
Евразия.Эксперт. 07.08.2018