Второй президент Армении Роберт Кочарян стал обвиняемым

Саркис Мартиросян

В Армении продолжается антикоррупционная кампания. Интересно, что она все чаще подвергается критике, причем как со стороны радикалов, требующих жестких действий, пусть даже на грани фола, против бывших должностных лиц, так и со стороны кругов, представляющих прежнюю «партию власти». Последние полагают, что действия нынешнего правительства несправедливы и как минимум избирательны, направлены против бывших должностных лиц и членов их семей.

В частности, речь идет о трех племянниках экс-президента Сержа Саргсяна, которые разыскиваются правоохранительными органами по различным обвинениям. Наибольшую критику вызывает то обстоятельство, что правоохранители так и не нашли оснований для того, чтобы взять под стражу брата экс-президента Александра (Сашик). Власти обвиняются критиками в том, что они допустили отъезд за границу подозреваемых в различных правонарушениях лиц из окружения бывшего президента.

По странному стечению обстоятельств на лечение в Италию выехал и сам экс-президент Саргсян. Напомним, что послом в Ватикане является его зять Микаел Минасян, а посол в Италии Виктория Багдасарян с момента своего назначения на этот пост не предоставляла декларации о доходах. С другой стороны, правоохранительные органы выпустили под залог в 1 млрд драмов (свыше 2 млн долларов) Вачагана Казаряна – одного из самых доверенных лиц экс-президента Саргсяна.

Несмотря на острую критику в адрес новых властей, следует заметить, что в подобных процессах общественные настроения чрезвычайно радикальны, и, если следовать им, то можно начать систематически нарушать закон. Действующая власть не желает идти на такие шаги, поэтому-то ее обвиняют в мягкотелости по отношению к бывшим властям предержащим.

Так или иначе, но поток новостей с фронта антикоррупционной борьбы в Армении не снижается. Главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета РА возбуждено уголовное дело по факту ведения противоправной антиконкурентной практики в сфере горнодобывающей промышленности. Следственным комитетом РА получены результаты исследования ряда сделок, которые предположительно содержат признаки преступления. В частности, установлено, что акции 19 компаний, занимающихся горнодобывающими и геологоразведочными работами, в различное время были приобретены несколькими лицами и организациями и проданы структурам, находящимся на Каймановых островах, причем акции 17 компаний были проданы одной зарубежной компании. Управление собственностью зарегистрированных в Армении компаний и активами осуществляется из одного центра, вследствие чего многочисленные организации, действующие в сфере горнодобывающей промышленности РА, оказались под управлением одной организации, что привело к сокращению конкуренции на товарных рынках и усилению централизации.

Возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 195 Уголовного кодекса РА. Согласно публикациям армянской прессы, как все вышеупомянутые 19 компаний, зарегистрированных на Каймановых островах, так и управляющая ими компания, могли быть тесно связаны с бывшим высшим руководством страны, которые контролируют эти компании лично, либо через подставных лиц. Имен пока не называется, и, скорее всего, они будут названы не так скоро, как этого хочется прессе и обществу, но, судя по всему, речь будет идти о суммах на несколько порядков выше, чем те 60 млн долларов, которые должны выплатить в бюджет хозяйствующие субъекты. Пока выплачено чуть более двух миллионов, остальные дела должны пройти через суды. Таким образом, замедление процесса объясняется прежде всего правовыми процедурами.

Также критики антикоррупционной кампании в Армении указывают на ее недостаточный, по их мнению, размах и приводят в качестве образца для подражания первые годы правления бывшего грузинского президента Михаила Саакашвили. Армянские эксперты смотрят на эту ситуацию несколько иначе. В частности, заместитель директора Института Кавказа Грант Микаелян изначально утверждал, что пример Грузии 2003-2004 гг. не работает – в сегодняшней Армении просто нет тех объемов теневой экономики и уровень коррупции тоже намного ниже. Несмотря на то, что в Грузии удалось сократить теневую экономику с 60% ВВП в 2003 году до 24% в 2007 году, и в 2017 году эта страна не превзошла показатель 2007 года. В Армении не было таких резких изменений, но общая тенденция была похожей, и в 2017 году долю теневой экономики можно было оценить в 28-31% ВВП.

Что касается взяточничества, то, по мнению Г.Микаеляна, его заоблачных масштабов в Грузии до «революции роз» в Армении просто никогда не было. Правительство Карена Карапетяна в 2017 г. и в начале 2018 г. вело, в отличие от предшественников, определенную борьбу с коррупцией, и говорить, что в этой сфере ничего не делалось, было бы несправедливо. В то же время правительство К.Карапетяна не было самостоятельным политически и полностью зависело от воли президента С.Саргсяна, который, как показали события после его отставки, совершенно не был склонен бороться с коррупцией.

Впрочем, наиболее захватывающий сюжет складывается вокруг уголовного дела по событиям 1 марта 2008 года, которые состояли из нескольких активных фаз. После президентских выборов 19 февраля 2008 года, на которых, согласно официальным данным, Серж Саргсян набрал 52% голосов избирателей, сторонники его конкурента – первого президента Армении Левона Тер-Петросяна (1991-1998 гг.), обвиняя власти в массовых фальсификациях, начали масштабные акции протеста в Ереване на площади Свободы, сопровождавшиеся шествиями десятков тысяч людей по центральным улицам столицы. Акции в целом проходили мирно и без насилия. Л.Тер-Петросян подал иск в Конституционный суд страны с требованием признать результаты выборов недействительными. Согласно опубликованной на сайте WikiLeaks докладной записке временного поверенного в делах США в Армении Джозефа Пеннигтона, по сведениям посольства, в конце февраля 7 из 9 судей Конституционного суда склонялись к решению признать итоги выборов недействительными.

В сложившейся ситуации действовавший тогда президент Роберт Кочарян (1998-2008 гг.) 1 марта ввел в Ереване режим чрезвычайного положения и, кроме полиции, внутренних войск, различных спецподразделений, ввел в столицу армейские подразделения, чего не имел права делать по конституции. Экс-президент страны Л.Тер-Петросян оказался под домашним арестом. В центральной части города в нескольких сотнях метров от посольств Италии, России и Франции произошли масштабные столкновения между сторонниками Тер-Петросяна и внутренними войсками, в результате которых было убито 10 человек (8 – гражданские лица и двое служащих внутренних войск) и еще свыше 230 человек было ранено.

В рамках режима ЧП были задержаны тысячи сторонников первого президента Армении, в том числе и депутаты парламента. Несколько десятков человек были приговорены к различным срокам тюремного заключения, среди них – нынешний премьер-министр Никол Пашинян (приговорен к      7 годам заключения и освобожден по амнистии в 2011 году). Несмотря на многочисленные требования международных организаций (в том числе и Совета Европы), родственников погибших и общественности, следствие по делу о событиях      1 марта так и не было проведено. Оно блокировалось властями предержащими в лице нынешнего экс-президента Саргсяна и парламентского большинства в лице Республиканской партии.

По итогам событий десятилетней давности сторонники          Л.Тер-Петросяна подали свыше 40 исков в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, среди них и иск самого экс-президента с требованием признать выборы 2008 года недействительными. До сих пор ЕСПЧ не вынес ни одного вердикта по этим искам.

Кроме того, в 2010 году Международный уголовный суд в Гааге зарегистрировал иск «Граждане Армении против Роберта Кочаряна», под которым поставили подписи 50 тысяч человек.

О событиях 1 марта 2008 года режиссером Тиграном Паскевичяном был снят двухсерийный документально-публицистический фильм-расследование «Утерянная весна Армении». Его премьерный показ состоялся еще в 2011 году, но ни одна из телекомпаний страны не рискнула его показать. Можно предположить, что теперь ситуация изменится.

После апрельских событий нынешнего года, приведших к отставке третьего президента Сержа Саргсяна, сменилось также и руководство Специальной следственной службы (ССС): из ее состава были уволены все те лица, которые в течение 10 лет держали дело о событиях 1 марта 2008 года «под сукном». В настоящее время руководство ССС и новая команда следователей активно проводят следственные мероприятия по этому делу.

В рамках расследования в начале июля в качестве свидетеля повестку получил экс-президент Роберт Кочарян и тогдашний заместитель министра обороны, а ныне генеральный секретарь ОДКБ генерал-полковник Юрий Хачатуров. Было также объявлено об аресте тогдашнего министра обороны генерал-полковника Микаэла Арутюняна (он не взят под стражу, т.к. находится за пределами Армении). В рамках уголовного дела были допрошены тогдашний начальник Генерального штаба генерал Сейран Оганян (впоследствии министр обороны), бывший руководитель администрации президента                  (2006-2008 гг.) Армен Геворгян, бывший начальник полиции Алик Саркисян.

26 июля экс-президент Р.Кочарян явился на допрос к следователям. Он чувствовал себя достаточно уверенно, т.к., согласно статье 56.1 Конституции (в редакции 2005 года), президент страны не может нести ответственность, вытекающую из его статуса во время осуществления им своих полномочий, а по истечении срока его полномочий не может нести ответственности за действия, вытекающие из его статуса. Как предполагают юристы, в ходе трехчасового допроса Кочарян упирал на то, что в 2008 году только использовал свои президентские полномочия, следовательно, не может нести ответственность за процесс исполнения своих конституционных полномочий.

Однако вышеупомянутая статья Конституции в редакции 2005 года не дает абсолютного иммунитета. Можно предположить, что ССС в ходе своей работы получила достаточные доказательства того, что Р.Кочарян, реализуя свои полномочия президента, в частности в рамках уголовного дела по событиям 1 марта, осуществлял деятельность, не связанную с его статусом. Иными словами, на основе достаточных доказательств, фактов он может быть привлечен по этому делу в качестве обвиняемого, и в его отношении начато уголовное преследование.

Обвинение предъявлено по статье 300.1 Уголовного кодекса – свержение конституционного строя власти, да еще по предварительному сговору с группой лиц. Если обвинение будет доказано в суде, то Р.Кочаряну грозит от 10 до 15 лет лишения свободы.

Естественно, бывший президент предъявленное обвинение отвергает. 26 июля в интервью телеканалу «Еркир Медиа» Кочарян назвал действия против него «правовым сюрреализмом» и опасным явлением, считая, что под государство подложена настоящая бомба, имея в виду попытку пересмотреть решение Конституционного суда (напомним, 5 марта 2008 года КС отверг иск Л.Тер-Петросяна о признании итогов выборов недействительными).

Дело по событиям 1 марта обещает стать для бывших правителей страны настоящим «проклятием», впрочем, с противоречивыми последствиями для внешней политики страны. Помимо Кочаряна, обвинения по ст. 300.1 УК Армении предъявлены генеральному секретарю ОДКБ Юрию Хачатурову, который в 2008 году командовал Ереванским гарнизоном. Один из собеседников российского издания «Коммерсант» обратил внимание на то, что «новые армянские власти повели себя непрофессионально, не предупредив партнеров по ОДКБ, что генсеку могут быть предъявлены обвинения и что, возможно, ему стоит на время следствия сложить полномочия».

Пока же Кочарян обвинил новые власти в пересмотре истории, в крайнем нигилизме, в попытке все перевернуть с ног на голову и выразил предположение, что это уголовное дело связано с опасениями по поводу его возможного возвращения в политику. Тем не менее ССС обратилась в суд первой инстанции Еревана с ходатайством о взятии под стражу второго президента Армении. В ночь на 28 июля, после более чем 13-часового обсуждения суд принял решение о взятии Р.Кочаряна под стражу сроком на 2 месяца. Что касается Ю.Хачатурова, то суд пока освободил его под залог.

Таким образом, впереди – продолжение следственных действий и суд, ход которого предугадать сложно. Однако заметим, что общественное мнение по положению на сегодняшний день – явно не на стороне бывшего президента и его сподвижников.

Ритм Евразии. 29.07.2018

Читайте также: