Верховная рада разрешит предприятиям не платить долги России
Татьяна Ивженко
Верховная рада собирается поставить последнюю точку в вопросе о долгах украинских оборонных предприятий их прежним российским партнерам. Этот вопрос не случайно появился в повестке дня последней недели летних заседаний парламента. Вопросы, связанные с обороной, обычно дисциплинируют украинских депутатов. А на прошлой неделе две парламентские фракции объявили, что не будут принимать участия в голосованиях. Это могло бы привести к недееспособности Верховной рады.
Депутаты Верховной рады в понедельник собирались приступить к проекту закона с длинным названием «О внесении изменений в законы Украины относительно решения некоторых вопросов задолженности предприятий оборонно-промышленного комплекса (участников Государственного концерна «Укроборонпром») перед государством-агрессором и/или государством-оккупантом и обеспечения их стабильного развития».
Концерн «Укроборонпром» в существующем виде был сформирован в 2010 году, после прихода к власти команды Виктора Януковича. Военный эксперт Олег Стариков сказал в интервью радио «Голос столицы», что под одной крышей было объединено около 130 крупнейших предприятий ОПК (на них работает около 80 тыс. человек). Централизация, по его словам, позволила прежней власти «выкачивать деньги»: предприятия работали, а внешнеэкономическую деятельность от их имени вел концерн, подчиненный президентской вертикали. Некоторые производители, как уточняют эксперты, и ранее, и сейчас имели право самостоятельно заключать контракты. До 2014 года Украина активно сотрудничала в сфере оборонной промышленности с российскими предприятиями.
27 августа 2014 года, когда Россия уже признала Крым своей территорией, а в Донбассе шли активные боевые действия, президент Петр Порошенко подписал указ о запрете «экспорта в Российскую Федерацию товаров военного назначения и двойного использования». Решение была подготовлено и предварительно утверждено Советом нацбезопасности и обороны Украины. С тех пор украинские предприятия перестали выполнять заключенные до 2014 года контракты с российскими партнерами.
Большинство таких контрактов заключалось с условием предоплаты в размере 80–100% стоимости продукции, отметили авторы украинского законопроекта. В сопроводительных документах они разъяснили, что российские заказчики перевели деньги украинским производителям, те произвели товары: «Но после введения в действие указа президента (от 27 августа 2014 года) фактически поставить товар на территорию заказчика не представлялось возможным. Таким образом, средства заказчиков были в полном объеме использованы для производства продукции, однако передать ее заказчикам невозможно, а быстро найти другого покупателя (чтобы вернуть заказчикам предоплаченные средства. – «НГ») на товар по индивидуальной спецификации тоже не удается».
Российские компании начали обращаться в суды на территории РФ с исками о взыскании с украинских производителей задолженности, пени, штрафных санкций. Ссылки украинской стороны на обстоятельства непреодолимой силы, помешавшие выполнению обязательств, в расчет не принимаются. Украинские депутаты отметили, что уже вынесен ряд судебных решений, «по которым украинские предприятия должны выплатить суммы, превышающие стоимость самих договоров». Суммы долгов названы не были, но в кулуарах депутаты говорят, что речь идет примерно о сумме в 1,5–1,7 млрд долл.
Сложившаяся ситуация теоретически может парализовать работу украинского ОПК – об этом авторы нынешнего законопроекта заявили еще год тому назад. В 2017-м юридический нюанс заключался в том, что в законопроекте упоминалось «государство-агрессор». Но такое определение использовалось только в политических заявлениях. Официально в Донбассе проводилась антитеррористическая операция. В начале 2018 года Верховная рада приняла закон о стратегии действий Украины в Донбассе, признав Россию «государством-агрессором», а ДНР/ЛНР наряду с Крымом – «временно оккупированными территориями», где действуют «оккупационные администрации».
В документе, который депутаты собирались рассмотреть вчера, появилась ссылка на этот закон: факт признания Верховной радой соседнего государства агрессором признавался достаточным для того, чтобы дать право украинским предприятиям ОПК не выполнять свои прежние обязательства по российским контрактам. В первом чтении данный законопроект был принят в конце мая, вчера планировалось утвердить его окончательно. К моменту сдачи номера в печать рассмотрение вопроса не началось. Но представители БПП уверяли, что для обсуждения и голосования «потребуется не более 15 минут – все и без лишних разговоров понятно».
Новый закон предполагает внесение поправок в действующее законодательство Украины. Начиная с закона «О международном частном праве», который планировалось дополнить такой нормой: «В Украине не могут быть признаны и выполнены решения иностранных судов по делам относительно взыскания задолженности с предприятия оборонно-промышленного комплекса (внесенного в перечень объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства) в пользу юридического лица государства-агрессора и/или государства-оккупанта, или юрлица с иностранными инвестициями, или иностранного предприятия государства-агрессора».
Поправки о запрете отчуждать имущество украинских предприятий ОПК планировалось внести в закон «О залоге». В законе «Об исполнительном производстве» – прямо запретить «принудительное исполнение решений относительно взыскания задолженности» украинских оборонных предприятий перед их бывшими российскими партнерами. Все начатые производства должны быть закрыты, новые открывать запрещено – так предлагали решить проблему авторы законопроекта.
В целом украинские депутаты собирались заблокировать возможность «искусственного вымывания средств из украинского промышленного комплекса в пользу государства-агрессора». Подобные формулировки обычно мобилизируют украинских депутатов. Законопроект мог бы стать стимулом для прекращения парламентских склок. Выяснение предвыборных отношений отложено на завтра.
Независимая газета. 10.07.2018