В президенты Грузии метят бывшие граждане России и Франции
Юрий Рокс
Десять мелких оппозиционных партий, объединившихся под названием «Сила в единстве» вокруг бывшей партии власти – «Единого национального движения» (ЕНД), во вторник намеревались назвать своего кандидата в президенты Грузии. Выборы состоятся осенью нынешнего года. Несмотря на многозначительность звучащих заявлений по этому вопросу, в Тбилиси имя их кандидата – секрет Полишинеля. Им будет бывший министр иностранных дел в правительстве Михаила Саакашвили – Григол Вашадзе.
Президентские выборы, которые, по Конституции Грузии, пройдут в октябре, имеют важнейшее значение и для властей, и для оппозиции. Это последние всенародные выборы.
В дальнейшем президент, согласно Конституции, будет выбираться на шестилетний срок, вместо нынешнего пятилетнего избирательной коллегией из 300 человек – депутатов парламента, представителей местной власти, членов Верховных советов Абхазии (в изгнании) и Аджарии.
Правящая «Грузинская мечта» (ГМ) заинтересована в президенте, более лояльном, чем нынешний – Георгий Маргвелашвили, пытающийся проводить независимую политику и еще больше укрепить свои позиции.
Для оппозиции грядущие выборы, пожалуй, последний шанс, получить пусть не пост номер 1 – у президента Грузии по Конституции урезанные полномочия, – но все еще достаточно важный. Неудача может окончательно задвинуть оппозицию на политическую периферию страны как минимум до следующих парламентских выборов. Выиграть их будет еще труднее, чем когда-либо, поскольку правящая ГМ удерживает все мало-мальски значимые управленческие посты со всеми вытекающими последствиями. В первую очередь в виде административного ресурса, практически безграничного.
«Наше объединение «Сила в единстве» готово дать Грузии совершенно новую перспективу. Наступило время, чтобы в процесс развития страны включились новые люди. Пришло время начать необратимое движение вперед… Мы готовимся прийти к власти», – заявил лидер входящей в объединение партии «Новая Грузия» Георгий Вашадзе.
Рассуждая о кандидате в президенты, он подчеркнул, что объединение не рассматривает вариант с повторным выдвижением Маргвелашвили, так как «он за пять лет президентства не смог консолидировать общество». Вашадзе не стал конкретизировать имя будущего кандидата, ограничившись расплывчатыми выражениями и обещая, что это будет «в высшей степени достойная и известная фигура».
Но в политизированном Тбилиси что-то скрыть очень сложно. Лидер «Новой Грузии» говорил о своем однофамильце – Григоле Вашадзе, бывшем министре иностранных дел. Он был последним главой МИДа в правительстве Михаила Саакашвили. Его работа на посту министра пришлась на период максимального обострения отношений с Россией, и Вашадзе, что закономерно, запомнился хлесткими заявлениями в адрес Москвы. Впрочем, понятно, что безрезультатными на деле.
Правящие круги уже отреагировали на этот сценарий, напомнив о том, что Вашадзе имел российское гражданство – дескать, «националы» во всем ищут «российский след», а сами в президенты выдвигают в недавнем прошлом гражданина РФ. Вопрос своего гражданства Григол Вашадзе пояснил, еще руководя МИД Грузии. Тогда в эфире одного из телеканалов он сообщил, что отказался от российского паспорта и выслал его диппочтой в Москву, снабдив сопроводительным заявлением.
Если Вашадзе действительно будет выдвинут кандидатом в президенты, а сомнений на этот счет очень мало, то конкурировать ему придется, возможно, с несколькими соперниками. Желание баллотироваться в президенты почти год назад изъявили бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе, лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили и несколько менее заметных политиков. Правда, никто из них впоследствии не подтвердил президентских амбиций, и сегодня непонятно, будут ли они следовать заявленным намерениям или махнули рукой, посчитав борьбу за пост президента бесперспективным для себя занятием.
Достоверно известно пока лишь об одном политике, готовом испытать судьбу. Это еще один бывший министр иностранных дел Грузии – Саломэ Зурабишвили. И она, к слову, как Вашадзе, обладала не только грузинским паспортом. Но заявлений о том, что Зурабишвили отказалась от гражданства Франции, не было. Хотя по известным причинам в Грузии в контексте работы на государственном посту гражданство Франции куда более безобидно, чем гражданство России. К тому же новая Конституция, которая вступит в силу сразу после инаугурации нового президента, допускает двойное гражданство.
Вокруг Зурабишвили, вероятной самовыдвиженки, развернулись острые дискуссии в правящей партии. Часть «Грузинской мечты» считает, что партии не стоит выдвигать своего кандидата и достаточно будет поддержать на выборах бывшего министра. Другое крыло ГМ, по неподтвержденным данным возглавляемое мэром Тбилиси Кахой Каладзе, считает, что на Зурабишвили можно обжечься, как уже обожглись на действующем президенте Георгии Маргвелашвили, который в свое время был выдвинут в кандидаты правящей партией, победил на выборах исключительно благодаря личной поддержке лидера ГМ Бидзины Иванишвили, но, заняв кресло президента, с первого же дня пытался гнуть линию, зачастую вразрез с интересами правящей партии. Эта часть ГМ считает, что партия обязательно должна найти подходящего кандидата в президенты. Своего целиком и полностью.
Независимая газета. 17.07.2018