Требования Минска к Москве тормозят создание единого газового рынка ЕАЭС
Вопрос единого газового рынка является принципиальным для ЕАЭС – считает политолог Дмитрий Болкунец.
Идея единого газового рынка лежит в основе ЕАЭС
Дело в том, что председатели правительств государств Евразийского экономического союза(ЕАЭС) согласовали проведение консультаций по созданию общего газового рынка в пределах данной торгово-экономической платформы.
Примечательно, что об этом публично заявил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, а само это заседание прошло в Санкт-Петербурге. Впрочем, Дмитрий Анатольевич отметил, что в ЕАЭС до сих пор существует определенное количество несогласованных вопросов, которые связаны с транспортировкой газа и единым тарифом на газ внутри данной структуры.
В то же время, вопрос создания единого газового рынка ЕЭАС отмечен в статьях 83 и 104 уставного договора ЕАЭС. Там написано, что до 1 января 2018 года должна быть создана программа формирования единого газового рынка, а до 1 января 2024 года эта экономическая структура должна быть полностью реализована. Таким образом, ЕАЭС пока идет здесь с определенным запаздыванием.
«Чтобы понять проблему единого газового рынка, нужно посмотреть на нее с позиции продавца и покупателя, где есть Российская Федерация в виде поставщика газа и основной потребитель в лице Республики Беларусь», - констатирует Болкунец.
Идея единого газового рынка ЕАЭС пока отложена
В этом плане белорусская сторона желает получить от России очень низкие цены на газ, что необходимо Минску по причине экономического устройства данного государства, которое заточено на предоставление субсидий с российской стороны.
«Интересно здесь то, что Белоруссия требует от России таких цен на газ, которые являются низкими даже не с точки зрения международного рынка, а соседних с ней российских регионов – той же Смоленской области», - заключает Болкунец.
Что касается самого начинания по созданию единого рынка газа в рамках структуры ЕАЭС, то, как считает эксперт, вся эта затея является абсолютно правильной, но пока этот процесс отложен до 2025 года. При этом, есть ощущение, что в России и в других странах-членах ЕАЭС нет четкого понимания о том, как здесь действовать дальше, чтобы учесть интересы всех заинтересованных сторон.
«Таким образом, нужно действительно провести «мозговой штурм», но не только путем обсуждения этого вопроса со стороны правительственных групп, поэтому здесь надо привлечь и экспертное сообщество», - резюмирует Болкунец.
Энергетика является главным вопросом для развития ЕАЭС
По мнению Дмитрия Викторовича, привлечение экспертного сообщества к обсуждению данного вопроса будет очень полезным и даст почву для решения многих важных вопросов ЕАЭС, до которых у чиновников просто пока не доходили руки.
«Также нужно обеспечить открытость обсуждения данного вопроса, чтобы экспертное сообщество получало всю информацию о том, на каком месте в каждый конкретный момент находятся переговоры о едином рынке газа ЕАЭС. Очевидно, что мнения людей, которые трудятся по этому вопросу со стороны бизнеса, будут полезными и для чиновников», - констатирует Болкунец.
Вообще от решения данного вопроса зависит судьба ЕАЭС, поскольку энергетика в современных условиях является едва ли не важнейшим компонентом в рамках развития единой торгово-экономической площадки. Достаточно вспомнить политику Евросоюза по созданию единого европейского энергетического рынка, чтобы понять всю сложность сложившейся ситуации.
«Все это чрезвычайно важно – здесь еще можно вспомнить, что первым на пространстве ЕЭАС будет запущен единый рынок электроэнергетики. Достаточно здесь сказать, что в современной торговле на уровне государств энергетика играет главную роль, и из-за этого от решения данного вопроса зависит дальнейшая судьба Евразийского союза», - заключает Болкунец.
Проблема здесь заключается в энергетической политике Белоруссии
Впрочем, основная проблема здесь заключается в современных отношениях между Россией и Белоруссией, поскольку Минск сделал ставку на получение от России дешевых энергоресурсов, без чего белорусская экономика может просто развалиться.
«По этой причине в отношениях между Россией и Белоруссией возникла тема российского налогового маневра, который будет проведен в нашей стране в самые ближайшие годы», - резюмирует Болкунец.
В России, как известно, будет отменена экспортная пошлина, а взамен этого повышен НДПИ, в результате чего, нефть будет стоить одинаково, как на внешнем, так и внутреннем российском рынке. В силу того, что Белоруссия покупает сырье по внутренним ценам России, данный шаг приведет к тому, что Минск потеряет порядка 2-3 млрд долларов экспортной прибыли.
Белорусы покупают в России дешевую нефть, перерабатывают ее в нефтепродукты, которые затем продаются на рынках близлежащих государств. Это прямое следствие того обстоятельство, что в данной республике во времена СССР было создано нефтеперерабатывающее производство в расчете на экспорт топлива в Европу. По этой же причине на Западе Украины существуют излишки электричества.
«Эти средства станут значительными потерями для государственного бюджета Белоруссии, что, естественно, отразится и на отношениях между Москвой и Минском, поэтому белорусы будут буквально требовать себе субсидий от России», - констатирует Болкунец.
Все это следствие того, что белорусская модель экономики построена на российских дотациях и без этого существовать не может.
Подготовил Дмитрий Сикорский
ФБА «Экономика сегодня». 27.07.2018