Саммит БРИКС: готовность номер один
Георгий Толорая, заведующий Центром российской стратегии в Азии Института экономики РАН, исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС, профессор МГИМО – специально для ИнфоБРИКС
После весьма удачного и многообразного китайского председательства в БРИКС в 2017 году в развитии объединения наступило определенное затишье. Конечно же, у ЮАР и у Бразилии гораздо меньше ресурсов и для проведения масштабных мероприятий и переговоров и для реализации проектов. Сказалась и сложная внутриполитическая ситуация в обеих странах. В Южной Африке фактически разразился политический кризис – к власти пришел новый президент Сирил Рамафоса, который пока еще не полностью закрепился у власти, и для него лично успех саммита БРИКС в первую очередь важен с точки зрения укрепления своих внутриполитических позиций, ну а потом и внешнеполитических.
Сегодня для ЮАР как самого развитого государства южнее Сахары крайне важно укрепить свои позиции на мировой арене и правящей группировки внутри страны. Гораздо меньше, естественно, интерес к тому, чтобы продвигать процесс развития БРИКС, вводить новые форматы, углублять имеющиеся, начинать какие-либо значимые проекты, рассчитанные на долгую перспективу.
И в Бразилии положение непростое – срок президента Мишеля Темера заканчивается, и как новое руководство страны будет относиться к процессу БРИКС и проведению саммита в будущем году, ясности пока нет.
В России рассчитывают, что до 2020 году, когда председательство в БРИКС перейдет к России, которая крайне заинтересована в придании развитию этому объединению нового импульса, динамика БРИКС все же не будет растеряна, что будет скромный, но прогресс, и главное, что не будет регресса. Вот на это и направлены наши основные усилия, и именно поэтому мы пытаемся оказать содействие южноафриканцам в успешном проведении саммита, так как это отвечает их национальным интересам. А они заинтересованы в вопросах развития глобального Юга, социальной сфере, гендерного равенства, образования и проблемах молодежи, борьбы с бедностью и других аспекты, которые, в общем-то, не находятся в центральном русле развития БРИКС.
Это, конечно же, вопросы важные для развивающихся стран, но в меньшей степени, скажем, для России и Китая. Тем не менее, мы играем по их правилам для того, чтобы саммит БРИКС прошел успешно, а процесс продолжался, пускай и не такими темпами как это было раньше.
В частности, гендерный вопрос, который поставлен чуть ли не в центр южноафриканского председательства, для России не так уж актуален – у нас достаточно большое число женщин задействованы во властных и бизнес-структурах. Что касается социально-экономического положения женщин, то эта тема широко исследуется, и поэтому мы поддерживаем данный пункт в повестке БРИКС, но вряд ли можем предложить что-либо новое кроме, разве что, создания Женского делового клуба для профессионального общения женщин-предпринимателей. Речь идет о содействии деловых кругов стран «пятерки» в реализации идеи о запуске государственно-частного диалога БРИКС «Женщины и экономика».
Еще один пункт южноафриканской повестки – проблема миротворчества. ЮАР выступает за то, чтобы страны БРИКС создали некую группу по миротворчеству. Откровенно говоря, здесь также существуют разнонаправленные интересы стран-участниц, в том числе и России, которая активно в этих операциях не участвует, и мы опасаемся, что эта инициатива может пересекаться с соответствующей деятельностью ООН. Москва поддерживает эту инициативу, хотя и не очень активно, так как не уверена в том, что из этого получится что-то серьезное.
Экономическое сотрудничество в условиях вызовов 4-й индустриальной революции – еще один приоритет южноафриканской повестки. Действительно, для России, цифровизация экономики и сотрудничество в высокотехнологичных областях между странами БРИКС – важное направление.
Еще один приоритет – это борьба с протекционизмом и соблюдение правил ВТО. Это важно как для России, так и для Китая, который сейчас выступает в качестве лидера движения против протекционизма, и против того, что США строит торговые барьеры и развязывает торговые войны. Сегодня мы наблюдаем крайне жесткие формы беспрецедентного нарушения правил глобальной торговли. Важно обеспечить непрерывный доступ членов ВТО к системе урегулирования споров, а страны БРИКС должны поддерживать целостность и принципы многосторонней торговой системы – об этом говорилось на встрече министров экономики и внешней торговли стран БРИКС.
При этом сотрудничество стран БРИКС в области безопасности продвигается довольно успешно. По итогам встречи министров иностранных дел стран БРИКС в Южной Африке накануне саммита были приняты важные решения по совместному укреплению позиций стран БРИКС на мировой арене. Министры в едином ключе выразили свою позицию о необходимости противостояния новым вызовам и угрозам, обеспечения информационной безопасности и др.
Особое значение имеет консультативное совещание в формате БРИКС по Ближнему Востоку и Северной Африке на уровне заместителей министров иностранных дел: они обсудили основные вопросы, связанные с поиском мирного разрешения конфликтов в Сирии, Йемене, Ливии, Ираке, а также на границе Израиля и сектора Газа.
На встрече высоких представителей стран БРИКС, курирующих вопросы безопасности, ясно прозвучало высказывание о необходимости движения от однополярного, одностороннего подхода к мультиполярному, многостороннему (в выступлениях и с китайской, и с российской стороны). Дипломаты обсудили проблематику взаимодействия государств БРИКС по противодействию терроризму и транснациональной организованной преступности, а также по обеспечению безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий.
Одним из результатов встречи высоких представителей стран БРИКС, курирующих вопросы безопасности, стала договоренность о подготовке пятистороннего межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере обеспечения международной информационной безопасности. Возможно, России удастся убедить своих партнеров присоединиться к проекту резолюции ООН по информационной безопасности. Условлено создать и такой международный «внутрибриксовский» механизм как форум разведсообществ – объединение разведок и служб безопасности пяти стран, что имеет большое значение для консолидации позиций стран БРИКС на мировой арене, в том числе во все более ясно выражающейся конфронтации с США.
Очевидно, что на предстоящем саммите БРИКС в ЮАР, главный акцент лидеры сделают на том, чтобы подтвердить принципиальные позиции БРИКС в части соблюдения принципов и норм международного права, борьбы с гегемонизмом и односторонними действиями отдельных государств, но прежде всего США.
Второе направление – это инвестиционное и торговое сотрудничество между странами БРИКС.
На сегодняшний день разрабатывается более семидесяти треков сотрудничества, довольно успешно начал работать и первый институт, совместно созданный странами БРИКС – Новый банк развития. Он начал выдавать первые кредиты на проекты, связанные с энергоэффективностью и экологией, удовлетворяющие потребностям населения стран БРИКС и решению социальных проблемам. В скором времени возможно и расширение деятельности Банка за счет приема новых членов.
Третий ожидаемый результат саммита – это достижение согласия в области устойчивого развития, основанного на усилении социальной и экологической составляющих экономики и ее модернизации за счет внедрения цифровых технологий четвертой промышленной революции.
Таким образом, можно надеяться, что БРИКС не только останется на прежних позициях, но и сохранит определенную динамику развития, что в результате принесет добавленную стоимость саммиту в Южной Африке.
Если раньше критики БРИКС старались просто не замечать объективного развития сотрудничества пяти стран, или высказывали скептицизм в отношении объединения, то сегодня все больше заметна критика и даже некое противостояние со стороны ряда государств.
Можно предвидеть, что в преддверии саммита будет вестись подрывная работа в отношении стран БРИКС, собственно мы и наблюдаем это на примере России и Китая – попытки внешних врагов внести противоречие и изнутри разбить БРИКС. В частности, американцы активно используют индийский фактор, пытаясь противопоставить Индию Китаю и разорвать связи Индии с Россией. На это направлена и концепция Индо-Тихоокеанского региона, как его называют, алмаза-четырехгранника демократий, которые должны на пространстве Индийского и Тихого океанов противостоять антидемократическим странам, в первую очередь, Китаю.
В связи с этим возникает вопрос – как реагировать странам БРИКС на формирование таких новых форматов?
Один из методов – это развитие предложенной Китаем концепции БРИКС+ по привлечению к сотрудничеству сторонников БРИКС и по созданию сети стран-партнеров БРИКС. Речь идет не о расширении объединения, а о развитии сети взаимоотношений с ближайшими его партнерами. В этом году для участия в саммите приглашены такие важные партнеры, как Индонезия, Аргентина, Египет, Турция, и хотя они приглашены как лидеры и председатели тех или иных интернациональных группировок, сам по себе набор этих стран весьма удачный. Пригласили и Ямайку, а также ряд африканских стран, однако вовлечение в орбиту БРИКС таких глобальных игроков гораздо важнее.
Вести работу с такими странами необходимо на постоянной основе, то есть от саммита к саммиту, их следует чаще приглашать и налаживать сотрудничество по отдельным трекам, по отдельным направлениям сотрудничества, которые их интересуют, в первую очередь в области экономики, экологии и социальных вопросов.
ИнфоБРИКС. 17.07.2018