Евразийский союз: как подстегнуть рост экономики
Экономика стран ЕАЭС в 2017 г. развивалась позитивно: был отмечен рост по большинству показателей. Однако такой рост может обеспечиваться за счет различных сценариев развития, последствия реализации которых в долгосрочной перспективе могут значительно отличаться. «Евразия.Эксперт» публикует статью д.э.н., профессора Ашота Тавадяна из аналитического доклада «Точки роста ЕАЭС: экономика, безопасность, общество», подготовленного Российско-белорусским экспертным клубом и Центром изучения перспектив интеграции. В данной статье заведующий кафедрой математического моделирования в экономике Ереванского государственного университета рассказал о сценариях развития ЕАЭС и о мерах, которые необходимо предпринять для реализации варианта, при котором рост экономик союза будет наиболее эффективным.
Основополагающий фактор будущего ЕАЭС – это выбор сценария развития. Первый сценарий: расширять сферу услуг, увеличивать внутреннее потребление за счет кредитов, грантов, продажи стратегического сырья – или второй сценарий: обеспечить развитие экономики посредством современных технологий, существенного роста экспорта готовой продукции. Выбор очевиден. Фактически в Договоре о Евразийском экономическом союзе отмечена необходимость способствовать развитию экономики по второму, существенно более эффективному сценарию. Чтобы претворение в жизнь данного сценария стало возможным, необходима реализация следующих задач.
1. Для значительного роста экономики соотношение экспорта продукции к ВВП должно достичь 30%. Причем в экспорте должна превалировать готовая продукция, в противном случае существенного развития, особенно в странах с малой экономикой, не будет.
В 2016 г. только в Беларуси соотношение экспорта к ВВП превзошло этот показатель, составив 48%. В России это соотношение составило 22%, в Казахстане – 27%, в Армении – 18%, а в Кыргызстане – 24%.
Россия занимает первое место по объему инвестиций в странах ЕАЭС. Прямые инвестиции из России составляют 46,5% всех инвестиций в экономику Армении. Однако, в т.ч. из-за санкций и колебания цен на энергоресурсы, существенного увеличения темпа роста взаимных инвестиций между государствами-членами ЕАЭС пока не произошло.
Для укрепления ЕАЭС и реализации сформулированных в договоре целей необходимо использовать все возможности для создания совместных предприятий.
Имеются перспективы сотрудничества стран ЕАЭС в сфере оборонной промышленности, энергетики, машиностроения, электротехники, приборостроения, нанотехнологий, в привлечении инвестиций в производство стройматериалов и строительство плавилен металлов, в химической промышленности, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, в производстве лекарств, в развитии туризма.
2. Согласование макроэкономической политики стран ЕАЭС. Как показывает мировая практика, в частности Маастрихтские критерии, ряд показателей играет ведущую роль при интеграции. Фактически в Договоре о Евразийском экономическом союзе они в основном отражены в разделе XIII «Макроэкономическая политика» и в разделе XIV «Валютная политика», которые играют ключевую роль при проведении согласованной экономической политики и выполнении целей договора.
Если в странах ЕАЭС в отношении государственного долга и дефицита государственного бюджета нет проблем, то в отношении инфляции и особенно курса национальных валют отмечается существенная несогласованность.
Отметим, что в статье 63 раздела XIII «Основные макроэкономические показатели, определяющие устойчивость экономического развития» отмечено, что уровень инфляции не должен превышать более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции в государстве ЕАЭС, в котором этот показатель имеет наименьшее значение. Несмотря на то что ситуация с инфляцией в государствах-членах ЕАЭС улучшилась, центральным банкам государств-членов ЕАЭС следует обратить серьезное внимание на выполнение данной статьи договора. Если инфляция существенно различается, то это сразу отрицательно сказывается на товарообороте и инвестициях в ЕАЭС.
3. Переход в странах ЕАЭС на расчеты в рублях в торговле стратегическими товарами и отказ от привязки к доллару. Это позволит интенсифицировать взаимные расчеты в национальных валютах и сократить долларизацию. Необходимо отметить следующий фактор: при нерасширении на практике взаиморасчетов в национальной валюте, а конкретно при неприменении российского рубля во взаиморасчетах по энергетическим ресурсам, у центральных банков стран ЕАЭС не будет ясного стимула для четкого выполнения требований договора о Евразийском экономическом союзе, а также согласования и принятия соответствующих нормативов и документов.
4. Повышение согласованности налоговой политики в рамках ЕАЭС, несмотря на то что в интеграционных договорах соглашения по налоговой политике не считаются первоочередными. С точки зрения формирования близких конкурентных условий определенная координация в государствах-членах ЕАЭС необходима и в этой сфере.
Налог на добавленную стоимость в Армении и Беларуси составляет 20%, в России 18% и 10%, в Казахстане – 12%, в Кыргызстане – 18%. Налог на прибыль в России и Армении составляет 20%, в Беларуси и Казахстане – 15%, в Кыргызстане – 10%. Весьма существенна разница и в подоходном налоге. Основная ставка подоходного налога в России составляет 13%, хотя применяются и ставки в 9%, 15%, 30%, 35%. В Казахстане и Кыргызстане подоходный налог составляет 10%, для дивидендов в Казахстане применяется ставка в 5%. В Беларуси основная ставка 15%, а для нерезидентов, частного предпринимательства и нотариальной деятельности – 16%. Весьма примечательно, что для сферы высоких технологий в Беларуси подоходный налог составляет 9%. В Армении применяются три ставки: 22%, 28% и 36%.
Фактически в Армении самый высокий уровень налогообложения, который с точки зрения конкурентоспособности продукции частично компенсируется более низким уровнем заработной платы по сравнению с Россией и Беларусью.
Минимальная заработная плата в Армении составляет 6 545 рос. рублей, в России – 9 489, в Беларуси – 8 876, в Казахстане – 4 898, а в Кыргызстане – 1 000 рос. рублей. При такой разнице в налоговых ставках в ближайшие годы должно происходить сближение налоговых ставок и уровня заработной платы.
5. Согласованные меры по противодействию коррупции в странах ЕАЭС: здесь свою роль может сыграть и статья 69 «Транспарентность» Договора о Евразийском экономическом союзе. Неэффективность, а тем более коррупционные проявления должны быть сведены к минимуму изначально. Это намного результативнее, чем вольно или невольно допускать коррупционные риски и только после этого контролировать и выявлять противозаконные действия.
Назрела необходимость антикоррупционной экспертизы, особенно законодательства и процессов, регулирующих передвижение товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в государствах-членах ЕАЭС.
Сегодня коррупционная составляющая в цене определенных товаров может составить 10%, а для товаров, имеющих монопольный характер, даже больше. Это отрицательно влияет на уровень конкурентоспособности экономики государств-членов ЕАЭС.
6. Корректировка и согласование приоритетов экономической политики стран ЕАЭС. Необходимо четко определить ее цели, сформулировать скоординированную модель развития экономики государств-членов ЕАЭС, спрогнозировать ожидаемые результаты. Чрезвычайно важна реакция экономической политики, особенно денежно-кредитной и налогово-бюджетной, на фиксируемые импульсы нарушения экономической безопасности: падение ВВП, увеличение дефицита торгового баланса, рост инфляции. Способность противостоять внешним негативным воздействиям имеет важное значение для привлечения инвестиций.
Целесообразна разработка «дорожной карты» кооперации и модернизации, в первую очередь стратегических объектов стран ЕАЭС, а также создание Фонда научных исследований и внедрения инноваций в ЕАЭС.
Евразия.Эксперт. 01.07.2018