ЕС и Япония хотят продавать и покупать без оглядки на Вашингтон

Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН

В то время как Дональд Трамп «продолжает свой изоляционистcкий вираж, Евросоюз, напротив, формирует новые альянсы». В этой фразе из французской Monde заключена, пожалуй, квинтэссенция многочисленных откликов в европейской прессе на важнейшее событие в торгово-экономических отношениях между Евросоюзом и Японией.        17 июля стороны подписали в Токио соглашение о зоне свободной торговли, сокращенно JEFTA. Соглашение сразу назвали историческим, чему есть вполне серьезные основания: в результате создается самая большая в мире зона свободной торговли, на которую приходится треть мирового ВВП, а совокупное население составляет около 600 млн человек.

От реализации JEFTA ожидаются ощутимые взаимные выгоды. Предусмотрена ликвидация 99% существующих таможенных тарифов. Европейцы получат то, к чему стремились давно, – снятие барьеров на экспорт продукции своего агросектора. В течение переходных периодов от импортных пошлин в Японии будет освобождено около 85% традиционного сельскохозяйственного экспорта ЕС, в частности, вино, переработанная свинина, многие сорта сыра; постепенно будет снижаться пошлина на ввоз говядины.

Токио обязуется признать и обеспечить на своей территории такую же, как в Европе, защиту примерно двумстам географическим наименованиям европейских продуктов питания и алкоголя, таким как сыр «Рокфор», «Тирольский шпик», «Арденнская ветчина», «Польская водка» и др. Либерализация произойдет не сразу – переходные периоды могут достигать 15 лет, учитывая, что Японии решение открыть рынок по отдельным продуктам питания, в частности по молочным товарам, далось очень непросто. Не будет снижена пошлина на рис – наиболее чувствительный продукт на японском продовольственном рынке. В обмен на либерализацию своего рынка продуктов питания японцы также смогут достичь своей заветной цели – получить практически свободный доступ на автомобильный рынок ЕС.

Соглашение также предусматривает либерализацию рынка услуг, в частности финансовых, телекоммуникационных, транспортных, электронной торговли. Для европейских компаний будут сняты барьеры на японском рынке поставок в сфере железнодорожного транспорта. Помимо либерализации рынков товаров и услуг JEFTA нацелено на введение современных высоких стандартов в сфере трудовых отношений, окружающей среды, защиты потребителей и персональных данных.

Переговоры по JEFTA стартовали весной 2013 года и долгое время не привлекали особого внимания. О принципиальном согласии заключить масштабное соглашение о зоне свободной торговли стороны объявили в июля 2017-го перед открытием саммита G20 в Гамбурге. Тем самым Токио и Брюссель направили ясное и однозначное послание лидерам «двадцатки» о своей решимости защищать справедливую торговлю и противодействовать протекционизму. За прошедший год события в мире, в частности возведение новых торговых барьеров, попытки администрации Трампа пересмотреть сложившиеся правила международной торговли, лишь активизировали намерения сторон заключить историческое соглашение.

Как подчеркнул японский министр Тошимицу Мотеджи, в то время как протекционизм наступает, подписание соглашения между ЕС и Японией должно продемонстрировать миру нашу твердую политическую волю отстаивать свободу торгового обмена. Его поддержали председатель Европейского совета Дональд Туск и комиссар ЕС по торговле Сесилия Мальмстрем, отметив что JEFTA станет «мощным сигналом» против американского протекционизма и что необходимо противодействовать конфликтам и хаосу в торговле. Лидеры ЕС 16–17 июля побывали с визитом в Пекине и Токио с намерением укрепить торговые отношения с Китаем и Японией с тем, чтобы совместными усилиями эффективнее противостоять в дальнейшем попыткам администрации Трампа, направленным на эскалацию торговых войн. Насколько выполнимой окажется эта задача?

Реальность состоит в том, что для Евросоюза торговым партнером номер один по итогам 2017 года являются США с годовым объемом 631 млрд евро, что составляет 16,9% всего торгового оборота ЕС; Япония же заняла 5-е место с оборотом 129 млрд евро и долей 3,5%. Для Японии Евросоюз – третий по значимости торговый партнер с долей 9%, в то время как на Китай приходится 18%, а на США – 12% японского внешнеторгового оборота. Сформировавшиеся годами внушительные торговые потоки нельзя изменить одним росчерком пера лидеров ЕС и Японии. Как говорят независимые аналитики в Японии, в сфере торговли страна сдвинулась в сторону Европы, однако главные торговые потоки у Страны восходящего солнца в обозримом будущем вряд ли быстро изменятся – США и Китай по-прежнему будут опережать ЕС.

Еще в большей зависимости в торговле от США останется и Евросоюз. Вместе с тем «ответный удар» сторонников свободной торговли в Европе и Японии по протекционистской Америке, каковым следует считать заключение JEFTA, нельзя недооценивать. Он все-таки не может не быть воспринят остальными участниками торговли как призыв к противодействию протекционизму и изоляционизму, как команда «свистать всех наверх», которая во флоте, как известно, дается перед выполнением решающей задачи.

Важна также и другая сторона подписания JEFTA. Оно позиционируется как региональное соглашение нового поколения, которое позволяет выйти на новый уровень либерализации торговли. Такие соглашения охватывают большинство стран – участниц мировой торговли, кроме США, и, по мнению ряда экспертов, их роль в регулировании международной торговли в будущем может существенно вырасти. Возникает логичный вопрос: либо США идут «не в ногу» с остальным миром, либо наоборот. Ответ президента Трампа на него однозначен – он абсолютно уверен, что только его страна шагает «в ногу», а остальным надлежит подстроиться под задаваемый им ритм. Если проект JEFTA и ему подобные оправдают себя, Вашингтон будет вынужден признать, что именно он серьезно сбился с ноги.

Независимая газета. 19.07.2018

Читайте также: