Два года прощания с ЕС: годовщина референдума в Великобритании
Кира Годованюк, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН, эксперт РСМД
Прошло два года со дня исторического референдума в Великобритании, на котором сторонники выхода из Европейского союза («брекситеры») с небольшим перевесом (получив 51,9% голосов) обошли «бремейнеров» (сторонников членства Соединенного Королевства в ЕС). С 23 июня 2016 г. в британской политической жизни многое изменилось — ушел в отставку инициатор референдума Д.Кэмерон, правящая Консервативная партия Великобритании потеряла парламентское большинство в результате досрочных выборов, объявленных Т.Мэй через год после плебисцита, однопартийцы регулярно бунтуют против линии премьер-министра на переговорах с Брюсселем и грозят вотумом доверия, а перспектива выхода Британии из ЕС без сделки становится все более реальной.
Британские СМИ и политики соревнуются в остроумии, предлагая выражения, в стиле «быть или не быть сделке» («to deal or not to deal») или неологизмы, например, «Regrexit» (разочарование от «Брексит»), «белый, красный и синий “Брексит”» и даже «“Брексит” “Отель Калифорния”» («вы можете в любое время выписаться из номера, но никогда не сможете его покинуть»).
Население и политическая элита страны по-прежнему разделены во взглядах на европейскую интеграцию. «Бремейнеры» убеждают в преимуществах членства в ЕС — торговля со странами Евросоюза, свобода передвижения и, как следствие, возможности для работы и учебы для граждан Соединенного Королевства. «Брекситеры» делают акцент на недостатках — потеря денег (взносы Британии в бюджет ЕС), потеря суверенитета (правила устанавливает не британский парламент, а Брюссель) и упущенные возможности внешней торговли (Лондон как член ЕС не может самостоятельно заключать торговые соглашения с третьими странами).
Т.Мэй взяла курс на «жесткий» сценарий — страна покидает Единый внутренний рынок (пространство свободного передвижения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы в рамках Евросоюза), Таможенный союз и выходит из-под юрисдикции Европейского суда справедливости.
Спустя два года после референдума Британия и ЕС незначительно продвинулись в выработке нового modus vivendi — процесс переговоров затягивается, а сторонники Евросоюза, как и сторонники выхода из ЕС разочарованы «бракоразводным процессом».
Согласно опросу YouGov, проведенному 19-20 июня 2018 г., 67% (среди них есть и «брекситеры», и «бремейнеры») полагают, что Кабинет плохо ведет переговоры по «Брексит». Опросы показывали, что 48% респондентов не следят за ходом переговоров, а 56% считают новостное освещение процесса «Брексит» скучным.
У социологов нет однозначного ответа на вопрос, передумало ли население выходить из ЕС. С одной стороны наблюдается незначительное увеличение числа сторонников членства в ЕС, однако, из этого не следует, что «Брексит» должен быть «отыгран» назад. Общественное мнение по-прежнему поляризовано. 53% опрошенных считают, что правительство должно продолжать переговоры по выходу из Евросоюза, причем 42% полагают, что следует продолжать избранный курс; 11% высказались за смягчение позиций по выходу из ЕС; 21% считают, что правительство должно провести еще один референдум; а 13% предпочли отменить выход из ЕС; при этом 50% считают, что голосование в Палате общин против выхода из ЕС будет нелегитимным; 45% респондентов высказались против нового референдума о членстве в ЕС и, наконец, 60% «брекситеров» расценили бы отмену «Брексит» как предательство со стороны правительства.
22 июня 2018 г., накануне второй годовщины референдума, были обнародованы социологические опросы, проведенные для программы «Good Morning Britain» канала ITV1, которые подтверждают, что соотношение сторонников и противников «Брексит» немного сместилось (53% выступают за то, чтобы остаться в ЕС, 47% — за выход).
Социологические исследования показали, что 48% опрошенных за референдум по финальной сделке с ЕС (из них 35% — «брекситеры», а 65% — «бремейнеры»). 43% опрошенных поддерживают «мягкий “Брексит”», 37% — сторонники «жесткого “Брексит”».
Население по-прежнему плохо понимает суть дебатов — только 17% смогли дать правильное определение Таможенному союзу, 38% опрошенных ответили, что такое Единый внутренний рынок ЕС, а 39% признали, что не понимают, в чем состоит проблема с североирландской границей.
Сторонники европейской интеграции не оставляют попыток мобилизовать население и предотвратить выход Британии из ЕС. Так, кампания «Лучшее для Британии» («Best for Britain») объединяет молодежь, предпринимателей и активистов, которые хотят найти конституционный способ остановить «Брексит». Движение появилось в апреле 2017 г. накануне внеочередных выборов в Великобритании и ставило своей целью содействие тактическому голосованию, чтобы в парламент прошло как можно больше «бремейнеров». Одна из главных задач этой кампании сегодня — добиться того, чтобы как можно больше «брекситеров» изменили свое отношение к ЕС, а страна осталась в европейской интеграции. Первый шаг для этого — референдум по финальной сделке. Главный слоган «Мы все заслуживаем права финального голоса по сделке по “Брексит”» («We all deserve a final say on the Brexit deal») уже появился в крупных городах Британии. Дж.Сорос пожертвовал на эту кампанию порядка 800 тыс. ф. ст., став крупнейшим донором «бремейнеров».
Еще одно движение в пользу нового референдума, которое объединяет непосредственно про-европейски настроенных членов парламента, — «Народное голосование» («People’s Vote») появилось в апреле 2018 г. Накануне годовщины референдума сторонники двух движений провели митинги в Лондоне в пользу повторного плебисцита, который собрал порядка 100 тыс. человек, выступавших против «Брексит».
Одновременно движение «Уйти значит уйти» («Leave means Leave») занимается сбором средств в поддержку информационной кампании за «чистый “Брексит”». Активисты настаивают, что нужно уважать позицию 17,5 млн человек, проголосовавших за выход страны из Евросоюза.
В условиях неопределенности население Соединенного Королевства ищет возможности получить гражданство стран ЕС, чтобы обеспечить себе свободу передвижения по территории Европейского союза, а социологи фиксируют новый феномен «Брексодус» (от слова «Brexit» и «exodus» — «исход») — выезд граждан ЕС из Британии. Согласно данным департамента национальной статистики Великобритании, за 2017 г. туманный Альбион покинули около 130 тыс. граждан стран ЕС, что является самым высоким показателем за последнее десятилетие. Результаты специального исследования выявили, что 56% молодых людей из стран Восточной Европы (в возрасте от 12 до 18 лет) испытывают неуверенность, 54% — беспокойство, а 27% — страх за свое будущее в Соединенном Королевстве.
Что касается политико-конституционного процесса, связанного с переговорами по «Брексит», то парламент получил возможность проголосовать по финальной сделке с ЕС, а законопроект «О прекращении членства Великобритании в Евросоюзе» был принят 20 июня 2018 г. после многочисленных попыток Палаты лордов внести в него поправки.
В то же время дискуссия о том, на каких условиях состоится выход из ЕС, затягивается. На данный момент с уверенностью можно назвать дату «Брексит» — 29 марта 2019 г. (два года после официального запуска ст.50 Лиссабонского договора). Лондон и Брюссель завершили первую фазу переговоров в декабре 2017 г., а 23 марта 2018 г. подписали соглашение о транзитном периоде, в котором зафиксировали, что статус-кво Великобритании в Европейском союзе будет сохранен до 31 декабря 2020 г. В этот период Лондон сможет пользоваться всеми правами члена ЕС, однако не сможет участвовать в процессе принятия решений. В рамках второй фазы переговоров к осени 2018 г. Лондон и Брюссель должны договориться по основным параметрам сделки.
Правительство Т.Мэй пытается найти баланс между двумя нерешаемыми задачами — вывести Британию из Единого внутреннего рынка и Таможенного союза и избежать жесткой границы (инфраструктурного контроля) между Северной Ирландией и Республикой Ирландией (единственный сухопутный пограничный район между Соединенным Королевством и ЕС). Брюссель настаивает — если Лондон покинет Таможенный союз, установление пограничной инфраструктуры неизбежно, что автоматически подрывает мирный процесс в регионе (нарушает Белфастское соглашение).
ЕС предложил оставить Северную Ирландию под юрисдикцией Таможенного союза ЕС, однако граница с Евросоюзом в таком случае должна быть установлена по североирландскому морю между Белфастом и остальной частью Соединенного Королевства. Т.Мэй предложение отвергла: «ни один премьер-министр Британии не пойдет на такое».
Ситуация осложняется тем, что британский премьер-министр зависит от позиции лидера Демократической юнионистской партии Северной Ирландии, которая заявила, что не обеспечит Т.Мэй парламентское большинство в Палате общин, если будут установлены барьеры между Северной Ирландией и остальной частью Соединенного Королевства.
7 июня 2018 г. правительство тори опубликовало новое предложение по временному пограничному решению («Temporary Customs Arrangement»), которое позволит избежать пограничной инфраструктуры на границе с Ирландией. Предложение заключается в том, чтобы сохранить временное действие Таможенного союза на всей территории Соединенного Королевства, включая острова в проливе Ла-Манш и остров Мэн. В документе отмечено, что указанная мера будет действовать до тех пор, пока новые соглашения по таможенному регулированию не будут достигнуты (правительство надеется, что это произойдет до конца декабря 2021 г).
Теоретически ЕС может пойти на временное сохранение единой таможенной территории с Великобританией после завершения транзитного периода только в обмен на серьезные уступки Лондона, например, по взносам в бюджет Евросоюза или сохранение юрисдикции Европейского суда справедливости, против которой сейчас категорически выступают «жесткие» «брекситеры».
Нерешаемый на данном этапе вопрос с североирландской границей может в конечном итоге стать своеобразным связующим звеном между Британией и ЕС и помешать Соединенному Королевству покинуть Европейский союз на условиях, задуманных сторонниками «чистого “Брексит”». Главный переговорщик от ЕС М.Барнье сначала поприветствовал новые предложения Лондона, однако позже заявил, что необходимо изучить их на предмет сохранения целостности единого рынка ЕС. На прошедшем 28-29 июня 2018 г. саммите Евросоюза подвижек в этом вопросе не произошло. Брюссель ожидает от Лондона Белую книгу (развернутые предложения по нерешенным вопросам, связанным с «Брексит»).
Несмотря на сохраняющуюся неопределенность, многие в Соединенном Королевстве считают, что страна в любом случае выйдет из ЕС. В ознаменование второй годовщины референдума Б.Джонсон заявил: «население ждет, что правительство выполнит его волю и реализует «полный британский “Брексит”». «Жесткие» «брекситеры» грозят, что проголосуют против финальной сделки с ЕС, если Т.Мэй пойдет на уступки Брюсселю.
РСМД. 02.07.2018