Цхинвал наготове
Дмитрий Лару
Южная Осетия (РЮО) выстраивает единый контур безопасности с Россией, чтобы обезопасить граждан от каких-либо провокаций и силовых сценариев в случае вступления Грузии в НАТО. Об этом «Известиям» заявил президент закавказской страны Анатолий Бибилов. Несмотря на то что стремления соседнего государства настораживают, республика не намерена им препятствовать, отметил он.
Правящие круги Грузии в последнее время сделали уже несколько громких заявлений о готовности страны вступить в НАТО. Это, по их мнению, должно обеспечить безопасность государству. Бывший премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили в мае утверждал, что расширение НАТО за счет республики может произойти уже в 2021 году.
— Грузия имеет право присоединяться к каким угодно альянсам, Южная Осетия не может этому препятствовать, — отметил в беседе с «Известиями» президент РЮО Анатолий Бибилов. — В то же время это не может не настораживать, поэтому делается все, чтобы обезопасить народ республики от возможных провокаций и силовых сценариев. Именно поэтому Южная Осетия выстраивает единый с Россией контур безопасности, и принимаемые в этом отношении меры должны отвечать в том числе на возможность появления около наших границ сил НАТО. На настоящий момент речь о размещении дополнительных российских военных контингентов или баз не идет.
Представители России, Южной Осетии и Абхазии в ходе недавнего раунда женевских консультаций по безопасности в Закавказье, который прошел 19–20 июня, сделали заявления о неприятии усиливающейся активности НАТО в регионе. Ничего, кроме дестабилизации обстановки, вступление Грузии в НАТО не принесет, заявил «Известиям» член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. По его мнению, подобный шаг может вновь осложнить российско-грузинские отношения и застопорить наметившийся позитивный сдвиг.
— Грузия ставит под удар свою страну и нашу многовековую совместную историю. Ведь в конечном итоге НАТО начнет размещать в стране военные базы и ударные комплексы. Это постепенное затягивание «петли удава» вокруг России, — подчеркнул сенатор. — Москва никому не угрожала и не угрожает. К сожалению, западные партнеры зачастую используют клевету и провокации, чтобы формировать негативный образ России для оправдания своих действий и расходов. Очень жаль, что руководители бывших советских стран верят этому.
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили в 2018 году заявил, что страна провела все необходимые реформы и исполнила требования, которые предъявило НАТО для вступления в организацию. Вопрос присоединения страны к альянсу оказался на повестке дня и в ходе визита главы МИД Грузии Давида Залкалиани в Германию, который начался в понедельник.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг еще в апреле подчеркнул, что Грузия имеет потенциал для вступления в альянс. Ранее в пресс-службе НАТО «Известиям» сообщали, что блок продолжит проводить политику «открытых дверей» и готов принимать в свои ряды любые страны, соответствующие необходимым критериям.
Согласно общепринятым правилам НАТО, в альянс вступают только те государства, которые не имеют пограничных споров, отметил научный сотрудник Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. По его мнению, сейчас многие эксперты считают, что поскольку Грузия имеет сложные отношения с Абхазией и Южной Осетией, то закавказская страна в обозримом будущем не присоединится к блоку.
— В руководстве альянса могут пойти на то, чтобы обозначить юридическую лазейку для принятия Грузии. Сейчас эта страна важна для НАТО, чтобы уязвить Россию на южном направлении. Если такое решение будет принято, конфигурация на Кавказе существенно поменяется, — сказал политолог.
РЮО провозгласила независимость в августе 2008 года после вооруженного нападения Грузии. В результате пятидневной войны грузинские войска были вытеснены из республики. Помимо России суверенитет Южной Осетии признали Сирия, Венесуэла, Никарагуа, Науру и соседняя Абхазия.
Известия. 04.07.2018