Что плохо для России, то хорошо для Грузии
Юрий Рокс
Москва недовольна документами, которые разрабатывает Тбилиси в отношении Абхазии и Южной Осетии. Они никак не облегчают работу «женевского формата» переговоров и носят деструктивный характер. Об этом заявил замглавы МИД РФ Григорий Карасин на встрече со спецпредставителем ЕС по Южному Кавказу, сопредседателем Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в этом регионе Тойво Клааром. Реакцию Тбилиси на заявление российского чиновника можно представить известным, чуть видоизмененным выражением: что плохо для России, то хорошо для Грузии.
Григорий Карасин и Тойво Клаар обменялись мнениями о ситуации в области безопасности на Южном Кавказе, работе совместных механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты на границах Абхазии и Южной Осетии с Грузией. Об этом говорится в сообщении на официальном сайте МИД РФ. Российской стороной подчеркнуто, что, «несмотря на декларируемые Тбилиси добрые намерения и шаги к лучшему будущему, по существу, грузинские политические решения ведут к осложнению отношений с Сухумом и Цхинвалом».
Недовольство Москвы вызвано внесением грузинской стороной очередной резолюции в ООН по беженцам и перемещенным лицам, а также недавно обнародованным санкционным «списком Отхозориа–Татунашвили» (см. «НГ» от 26.06.18). «В ходе встречи было подтверждено намерение добиваться прогресса в работе «женевского формата», главной целью которого остается обеспечение мира и стабильности на Южном Кавказе», – говорится в сообщении.
Напомним, что Григорий Карасин в последнее время все чаще критикует грузинскую сторону за «неконструктивные действия, идущие вразрез с декларируемыми». Так, перед последней встречей в Женеве и Москва, и Тбилиси фактически утверждали, что будет подписан некий документ о мире, который позитивно отразится на духе консультаций, и можно будет даже ожидать какого-то практического прогресса. Однако на самой встрече произошла трансформация позиции грузинской делегации, с чем, вероятно, и было связано раздраженное замечание Карасина: пора наконец определиться, что Грузии нужно от России?!
Одновременно с сообщением МИД РФ было обнародовано заявление МИД Южной Осетии, в котором выражено сомнение в целесообразности продолжения переговоров в «женевском формате» на фоне принимаемых Грузией документов. Еще раньше аналогичную позицию заняла Абхазия.
Власти Грузии пока еще никак не прокомментировали заявления ни Карасина, ни внешнеполитических ведомств частично признанных республик. При их молчании инициативу взяла оппозиция. По словам одного из лидеров «Европейской Грузии» (ЕГ) Гиги Бокерия, Тбилиси должен действовать еще жестче – «список Отхозориа–Татунашвили» необходимо расширить, конкретизировать и активнее работать с ним на международной арене. Ника Руруа – политический секретарь «Единого национального движения» (ЕНД) критику МИД РФ назвал хорошим знаком – значит, грузинская сторона действует правильно. Документы, принимаемые властями Грузии, – слабые, их нужно улучшать, больше над ними работать, но недовольство России является показателем того, что путь в целом выбран правильный, считает Руруа.
Действовать в русле, диктуемом Москвой, занятие в Грузии, конечно, сегодня крайне непопулярное. А то и опасное. Бывший госминистр по примирению и гражданскому равноправию Паата Закареишвили – один из немногих, кто рискует отходить от политического мейнстрима страны.
Принцип не делать что-то только потому, что это устраивает Россию, может навредить самой Грузии, заявил он «НГ» в свое время. На днях Закареишвили опубликовал статью, в которой выразил уверенность в том, что властям Грузии когда-нибудь придется делать то, к чему призывал он сам, работая госминистром.
По мнению Закареишвили, Тбилиси стоит хотя бы начать обсуждать соглашение о неприменении силы против Абхазии и Южной Осетии – вопрос, который беспокоит вышедшие из-под контроля автономии. «Сухуми и Цхинвали четко говорят: пока грузинская сторона не подпишет такой документ, никаких встречных шагов они предпринимать не будут. Их в этом поддерживает Россия. Мы же не реагируем или категорически отказываем. Грузия этим ничего не выигрывает, теряет время, абхазы и осетины отдаляются, а Россия продолжает усиливать влияние и углублять аннексию… Я призываю: давайте рассмотрим доселе неприемлемые, непопулярные идеи. Надо хотя бы рассмотреть их, а уже после этого либо отказаться, либо согласиться», – пишет Закареишвили. По его мнению, в подобный документ можно включить встречное предложение, которое гарантировало бы защищенность жителей Гальского района – большей частью грузин, их право на получение образования на грузинском языке.
Бывший госминистр считает также целесообразной если не отмену раздражающего Россию закона об оккупированных территориях, то его смягчение, тем более что под его действие подпадают обычно не граждане России, а других сопредельных с Грузией стран, для которых бывает удобно добираться до родных мест через Абхазию или Южную Осетию. «Помимо этого если мы хотим развивать, например, торговлю с неподконтрольными регионами, то закон необходимо отредактировать», – пишет Закареишвили.
Он предлагает властям страны объявить годичный мораторий на внесение в ООН резолюций, которые не устраивают Сухуми, Цхинвали и Москву. По словам бывшего госминистра, перемены в переговорах необходимы хотя бы потому, что никаких практических результатов давно нет. Но рискнут ли власти Грузии, которые в целом стараются избегать «резких движений», – большой вопрос.
Независимая газета. 04.07.2018