Центральная Азия – в фокусе интересов США
Виктория Панфилова
Заместитель помощника государственного секретаря США по Южной и Центральной Азии Генри Эншер посетил Ташкент, где принял участие в заседании рабочей группы по безопасности в формате сотрудничества «Центральная Азия – США» («С5+1»). На мероприятии обсуждались перспективы урегулирования ситуации в Афганистане. Восстановление Афганистана зависит от того, насколько быстро и эффективно будет восстановлен мир и покончено с очагами экстремизма и терроризма.
«Стабильное и устойчивое развитие в Центральной Азии неразрывно связано с достижением мира и согласия в соседнем Афганистане», – к такому итогу пришли участники рабочей группы «С5+1». По сообщению пресс-службы МИД Узбекистана, на встрече «состоялся обмен мнениями по вопросам региональной и международной безопасности, в том числе укреплению сотрудничества в противодействии угрозам экстремизма, терроризма, обеспечении безопасности границ». В заседании участвовали представители Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, а также заместитель помощника госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Генри Эншер.
Как ранее сказал «НГ» директор Института Центральной Азии и Кавказа Американского совета по внешней политике США Фредерик Стар, если посмотреть с точки зрения США, то судьбы Афганистана и других стран Центральной Азии связаны между собой. А присутствие США в регионе в итоге будет позитивным.
Диалог «С5+1» был возобновлен в Самарканде в ноябре 2015 года, основан на ранее разработанной стратегии Вашингтона «Новый шелковый путь». Суть американской стратегии в том, чтобы помочь региону интегрироваться в мировую экономику через развитие инфраструктуры, повышение конкурентоспособности экономик, привлечение инвестиций и реализацию новых программ, в частности, по изменению климата и Smart Waters (умная вода) (подробнее см. номер «НГ» от 29.10.15). «США обеспокоены активностью России в Центральной Азии».
«Можно было даже не сомневаться, что заседание рабочей группы по безопасности «С5+1» будет посвящено «перспективам урегулирования в Афганистане», поскольку максимальное вовлечение постсоветских стран региона в афганскую ситуацию и является, собственно, главной задачей всего этого проекта. Лидирует, безусловно, Узбекистан, успевший за последние несколько месяцев провести конференцию по афганской тематике, ведущий интенсивные переговоры в Кабуле и Исламабаде с целью выявления в весьма фрагментированном движении «Талибан» каких-либо способных к диалогу фракций, переговоры с которыми и, возможно, локальные мирные соглашения продемонстрировали бы успешность как кабульского правительства, так и Ташкента в роли афганского модератора», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. Эксперт считает, что в общем «дастархане» под названием «афганское урегулирование» свой лакомый кусок надеются иметь и в Кабуле, и в Ташкенте. «Для Ташкента все действия в Афганистане обусловлены желанием осуществить ряд проектов в собственных интересах, а также продолжать освоение афганского рынка. Но экономический интерес автоматически влечет следование интересу геополитическому, причем уже не столько своему собственному, сколько американскому, о чем и предупреждал Сергей Лавров (Вашингтон может злоупотребить партнерством в формате «C5+1». – «НГ»)», – считает эксперт. При этом Князев отметил, что большинство крупных проектов, курируемых США и призванных переориентировать экономики стран региона на юг, таких как газопровод TAPI и линии электропередач CASA-1000 и TUTAP, железнодорожные маршруты, – все это пока существует скорее гипотетически. «Оставляющее надежды на успех подвешенное состояние этих проектов является удобным инструментом для манипулирования местными политическими истеблишментами, для которых, в свою очередь, участие в подобных проектах может быть полезным и в рамках демонстрации своей многовекторности для России или КНР, и как образ светлого будущего на фоне текущей собственной малоэффективности – для своих электоратов», – подчеркнул Князев.
Директор негосударственного образовательного учреждения «Билим карвони» Фархад Толипов сказал «НГ», что работу формата «С5+1» по Афганистану нужно оценивать с дипломатической точки зрения. Поскольку все, что касается реализации экономических, инфраструктурных проектов, происходит в рабочем режиме и на двусторонней основе, без участия «С5+1». Например: Узбекистан–Афганистан, Таджикистан–Афганистан. «Однако предусловием успешности всех начинаний, проектов (строительных, восстановительных) является окончательное решение вопроса об экстремизме и терроризме», – сказал Толипов. Эксперт отметил, что терроризм и экстремизм на территории Афганистана являются как раз тем самым бичом, который не дает реализовать многие инициативы и начинания. Восстановление Афганистана зависит от того, насколько быстро и эффективно будет восстановлен мир, стабильность и будет покончено с очагами экстремизма и терроризма. «Не случайно, что в ходе заседания «С5+1» был поставлен вопрос о насильственном экстремизме и терроризме. В последнее время получили распространение слухи о том, что после поражения на Ближнем Востоке, в Сирии «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) перемещается в Афганистан, где будет продолжать свою активную деятельность. А с территории Афганистана соответственно идет угроза дестабилизации региона. Необходимо рассеять такого рода домыслы и спекуляции на эту тему, обсудив проблему в формате «С5+1», – считает Фархад Толипов.
Независимая газета. 23.07.2018