Борьба с коррупцией – как подушка безопасности
Обычно в середине лета парламент Киргизии уходит в отпуск до осени, и политическая активность спадает. В этом году ситуация совершенно иная. Развернутая президентом Сооронбаем Жээнбековым борьба с коррупцией просто не позволяет говорить о завершении политического сезона.
Суть общественно-политических процессов, которыми сейчас охвачена Киргизия, по просьбе «Ритма Евразии» раскрыл бишкекский политолог, сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков.
– Совершенно очевидно, что сегодняшнюю внутриполитическую ситуацию в стране определяет борьба с коррупцией. Одна из ключевых точек отсчета – 8 февраля, когда на заседании Совета безопасности Сооронбай Жээнбеков дал критическую оценку ситуации в целом и нелестную характеристику тем государственным органам и чиновникам, которые сами замешаны в коррупции, хотя должны с ней бороться. Президент жестко отметил, что «священных коров» у нас нет и те, кто замешан в коррупции, понесут ответственность. Так и получилось: кого-то арестовали, кто-то, воспользовавшись теми же самыми коррупционными связями, сбежал из страны.
Конечно, к сказанному выше жизнь страны не сводится. Что касается экономики, то С.Жээнбеков определил приоритеты на будущее – взаимодействие со странами-партнерами в рамках ЕАЭС. При этом видит в объединении не только плюсы. На некоторых межгосударственных мероприятиях, встречах на высоком уровне он, в частности, отметил, что некоторые таможенные, торговые барьеры все же существуют и они должны быть устранены.
Не думаю, что Кыргызстан быстрыми темпами станет полноценным участником ЕАЭС, выступит значимым экспортером продукции, но, как говорится, процесс идет. Конечно, на экономическую ситуацию повлияла и смена правительства. Новый кабинет пока, как мне кажется, занимается, скажем так, техническими вопросами – подготовкой к уборочной кампании, к отопительному сезону. Пока никакой реформаторской активности в экономической сфере не заметно, а она нужна.
Надо посмотреть вдобавок, как президент будет влиять на экономические процессы, особенно на то, как будет реализовываться тот потенциал, который все же имеется особенно в энергетической отрасли, горнодобывающей промышленности, туризме. В экономике, конечно же, есть очень серьезные проблемы в социально-экономической сфере. Но президент Жээнбеков – опытный хозяйственник, поработал и на посту премьер-министра, он понимает, какие задачи требуют решения в первую очередь. Но пока рано говорить о каких-то коренных изменениях в экономике, о реформах.
– Игорь Альбертович, вернемся к борьбе с коррупцией. Это какая-то длительная программа или некая ограниченная во времени кампания?
– Когда Жээнбеков шел на выборы, то одним из основных пунктов его кампании была как раз борьба с коррупцией. Вдобавок, когда зимой случилась авария на столичной ТЭЦ и большинство горожан замерзало в своих квартирах, а страна должна заплатить за модернизацию ТЭЦ, которая завершилась лишь года назад, почти 500 миллионов долларов, то встал вопрос, кто виноват.
Думаю, что борьба с коррупцией не станет кампанейщиной. Потому что в обществе, скажем так, есть запрос на справедливость. Обнародованы некоторые факты по соглашению с китайцами о модернизации ТЭЦ. Они не могут остаться без внимания. И те, кто на этом нагрел руки, лоббировал этот договор, должны понести наказание, в т.ч. в назидание другим. Борьба с коррупцией была инициирована сверху и плавно перешла вниз. Люди не поймут, если будет остановка на полпути. СМИ в Кыргызстане довольно хорошо развиты, есть большая активность в социальных сетях, то есть любые факты коррупционной деятельности становятся сейчас достоянием гласности.
Можно сказать, что борьба с коррупцией – в какой-то степени подушка безопасности для Кыргызстана. Президент Жээнбеков прекрасно помнит, что стало с коррупционными режимами его предшественников Акаева и Бакиева, также прекрасно знает, кто из окружения Атамбаева замешан в коррупционных схемах, должностных преступлениях. Поэтому, на мой взгляд, борьба с коррупцией будет идти по нарастающей.
– Одним из шагов в этой борьбе считается инициатива законодательно закрепить запрет на занятие государственных должностей людьми, отбывшими сроки за уголовные преступления. Насколько подобные шаги эффективны?
– Понятно, что есть люди, которые оказались за решеткой за свои политические убеждения. Хотя сидят они не по политическим статьям, и тут сложно что-то сказать. С другой стороны, понятно желание нового президента, чтобы во власть попадали люди с незапятнанной биографией. У нас в Кыргызстане все знают, что те или иные преступные группировки оказывали поддержку некоторым политикам и даже партиям. Такого, понятно, не должно быть. Но надо отметить, что наша судебная система не совершенна, о чем говорил и сам президент. Однако и при этом нельзя довести до такого уровня, когда под лозунгом борьбы за справедливость началась бы охота на ведьм.
– О внешней политике. Недавно президент совершил вояж в Турцию, потом в Пекин, где подписал несколько важных документов. Не говорит ли это о том, что Киргизия опять возвращается к так называемой многовекторной политике?
– Кыргызстан всегда декларировал многовекторность, утверждал, что хочет поддерживать хорошие отношения со всеми. Но при этом отдавал приоритет отношениям с Россией, Китаем, Евросоюзом, США. Не думаю, что теперь будет выбран какой-то один путь, одно направление. Для Китая наша страна является стратегически важным государством, мы имеем протяженную общую границу. Китай достаточно успешно внедрился во многие экономические сферы республики, он также является основным кредитором правительства, точнее инфраструктурных проектов республиканского масштаба. Хотя нельзя не напомнить, что за последние полгода кредитная сфера деятельности соседей стала поводом для возбуждения уголовных дел.
Кыргызстан ориентирован на сотрудничество с Россией и ЕАЭС. Россия фактически обеспечивает безопасность нашего государства как политически, так и оказывая военно-техническую помощь. Кроме того, примерно миллион кыргызстанцев, а это около 16-18% населения, живут и работают в России. Они переводят домой деньги, а это примерно 2 миллиарда долларов в год, что сравнимо примерно с 40% годового бюджета страны, что является несомненным подспорьем для оставшихся на родине их родных. И деньги с этих переводов также идут в оборот, идут в экономику.
Специфика участия Кыргызстана в евразийской интеграции определяется тем, что в плане экспорта кыргызской продукции нашими основными партнерами являются Россия и Казахстан. Но при этом основной импорт у нас китайский. В последнее время и Европейский союз стал активней сотрудничать с Кыргызстаном, оказывая помощь различным государственным институтам. Соответственно, многовекторная политика вот в такой форме будет, по-видимому, продолжаться.
– Парламент уходит на каникулы. Как предсказывают некоторые политики и эксперты, политическая осень будет жаркой. Речь даже идет о возможном роспуске парламента и новых выборах. Насколько это реально?
– У нас каждая осень жаркая. Все будет зависеть от договоренностей между элитами. Если опять будут митинги, другие акции протеста, то нужно отметить, что в определенной степени это - коммерческие мероприятия, когда некоторые политики реализуют свое желание, скажем так, побузить. Сам же народ достаточно адекватно реагирует на подобную активность. Если какая-то политическая сила попробует раскачать ситуацию, то на каком-то локальном уровне. Но для этого нужен повод. Пока его нет.
Если же кто-то решится на митинги и пикеты, то общественность, которая поддерживает президента Жээнбекова, может решить, что шумят именно те коррупционеры, которым он объявил войну. То есть митингующие не получат поддержки населения. А если ухудшится социально-экономическая обстановка, то недовольство, скорее всего, выльется в социальные сети.
Касательно роспуска парламента могу сказать, что многое будет зависеть от того, как будут взаимодействовать парламентские партии друг с другом и внутри своих фракций. Если начнутся внутренние расколы, появятся группировки, начнется жесткая межпартийная борьба и это будет негативно сказываться на политической и экономической ситуации в стране, то роспуск может и состояться.
Беседовали Эгамберды Кабулов, Наталья Коноплянкина
Ритм Евразии. 03.07.2018