Армения ищет в себе новые силы
В Армении начинается подготовка к досрочным парламентским выборам, провести которые премьер-министр Никол Пашинян пообещал сразу после своего прихода к власти. Парламент рассматривает поправки к избирательному кодексу, а аналитики делают прогнозы по поводу того, появятся ли в пережившей «бархатную революцию» стране «новые, нескомпрометированные силы». На роль таковых, в частности, претендуют радикалы из группы «Сасна црер»: активисты, обвиняемые в захвате летом 2016 года полицейского полка в Ереване, объявили вчера о своих политических амбициях. Есть ли у них шансы на успех и как после выборов могут измениться армяно-российские отношения, выяснял в Ереване корреспондент “Ъ” Кирилл Кривошеев.
Едва придя к власти после победы «бархатной революции» весной этого года, Никол Пашинян пообещал: в стране в максимально сжатые сроки пройдут досрочные парламентские выборы. На прошлой неделе он выразился чуть конкретнее, назвав самым крайним сроком май 2019 года.
Подготовка уже началась. Рабочая группа в парламенте рассматривает поправки к избирательному кодексу республики, которые призваны сделать процесс более прозрачным и защищенным от возможных злоупотреблений. Кроме того, как отметил в разговоре с “Ъ” директор ереванского Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян, нововведения «должны стимулировать прохождение в парламент малых партий». По мнению эксперта, «нужно, чтобы там было хотя бы шесть-семь фракций».
Несмотря на приход к власти главы парламентской фракции «Елк» Никола Пашиняна, наибольшее число мандатов (50 из 105) по-прежнему имеет Республиканская партия Армении (РПА), которая была правящей при прежнем главе государства Серже Саргсяне. Кроме этих двух сил в парламенте представлены партия «Дашнакцутюн» (входила в коалицию с РПА) и блок «Царукян» во главе с одним из богатейших бизнесменов страны Гагиком Царукяном.
Когда новый кодекс будет готов, депутатам придется пойти на хитрость — законных причин проводить внеочередные выборы нет, но есть лазейки, позволяющие это сделать. «Премьер Пашинян уйдет в отставку, после чего парламент дважды не наберет достаточного количества голосов для избрания нового премьера. По закону после этого назначаются досрочные выборы»,— описал в разговоре с “Ъ” один из возможных вариантов депутат от фракции «Елк» Ален Симонян. После этого, как утверждает собеседник “Ъ”, Никол Пашинян переизберется на пост премьера, причем крайне уверенно. «Если бы выборы прошли в это воскресенье, то "Елк" набрал бы 80–85%. Но я этого не хочу, ведь это путь к самоуничтожению. Это будет новая Республиканская партия, а для меня это неприемлемо»,— заявил господин Симонян. Глава ереванского Института Кавказа Александр Искандарян в разговоре с “Ъ” согласился с прогнозом (около 80% бюллетеней за партию Никола Пашиняна) и добавил: «Все остальное могут взять националисты, причем не "Дашнакцутюн" (старейшая националистическая партия Армении.— “Ъ”), а некий возможный новый проект».
На роль такового, в частности, может претендовать политическая сила, о создании которой было объявлено вчера. «С целью участия в предстоящих парламентских выборах организация "Учредительный парламент" и члены группы "Сасна црер" инициируют процесс создания партии»,— говорилось в обнародованном заявлении. Напомним, «Сасна црер» стала известна после того, как в июле 2016 года члены группы напали на полицейский участок в Ереване и захватили девять заложников. Нападавшие удерживали здание на протяжении двух недель. Среди их требований было освобождение координатора «Учредительного парламента» Жирайра Сефиляна, а также отставка президента и правительства. В итоге нападавшие сдались властям, а теперь, после смены руководства республики, намерены скорректировать методы борьбы.
Старые политические силы устраивают далеко не всех участников весенних волнений. «Те партии, которые есть в нынешнем парламенте, полностью скомпрометированы. Даже партия Никола Пашиняна. Высокий рейтинг имеет он сам, а не его партия»,— сказал “Ъ” гражданский активист из Еревана Сурен Саакян. И заверил: «В обществе идут процессы, в результате которых появятся новые здоровые силы». «Сейчас поле свободно, и люди будут использовать его,— добавил в разговоре с “Ъ” другой участник протестов студенческий активист Давид Петросян.— Уверен, что до выборов у нас возникнет прозападная группа. Есть много людей, которые не вошли в правительство и видят, что решительных изменений во внешней политике нет. Однако у них есть своя повестка и свои взгляды».
В том, что парламенту не хватает «подчеркнуто прозападной силы», уверены и некоторые представители правящей партии, например все тот же депутат Ален Симонян. Правительство же Никола Пашиняна, по мнению его сторонников, исключительно прозападным считать не стоит. Премьер ранее неоднократно заявлял, что задачей «бархатной революции» было изменение не внешней, а внутренней повестки. И поэтому, в частности, пересмотра союзнических отношений с Россией ждать не следует.
Спустя несколько месяцев после смены власти в Армении эксперты констатируют, что Ереван действительно заинтересован в продолжении дружбы с Россией, хотя отдельные моменты могут быть скорректированы: армянские власти сейчас инициируют пересмотр некоторых документов, подписанных с Москвой. Например, в прошлое воскресенье министр обороны Давид Тоноян, говоря о российской военной базе в Гюмри, заявил: «С течением времени возникают проблемы, которые требуют правовых и договорных изменений». Правда, позднее его пресс-секретарь Арцрун Ованнисян уточнил, что речь идет не о пересмотре статуса российских войск в Армении, «а всего лишь о дополнении технических пунктов соглашения».
Так или иначе, недоверие между Москвой и Ереваном сейчас существует, считает заместитель директора московского Института стран СНГ Владимир Евсеев. «Россия опасается, что движение Армении на Запад ускорится»,— заявил он в беседе с “Ъ”, объяснив это прозападными взглядами команды Никола Пашиняна.
Армянский политолог Степан Григорян, сотрудничающий с «Елк», рассказал “Ъ”, что советовал блоку «не акцентировать внимание на вопросах, связанных с внешнеполитической ориентацией». «Армения не Украина или Грузия. Мы далеки от Европы физически, и потому наша цель — это решение внутренних проблем»,— сказал господин Григорян, в 1990-х годах служивший заместителем посла в РФ. Впрочем, к внутренним проблемам он отнес, например, ситуацию с дорогой в районе КПП «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе. Напомним, что это единственный открытый сухопутный маршрут из России в Армению. «Эта дорога крайне ненадежна, и Россия не ремонтирует свою сторону, хотя для нее это копейки,— сказал господин Григорян.— Если мы все-таки стратегические партнеры, то этот вопрос перед Москвой нужно ставить».
26–27 июля армянская делегация во главе с Николом Пашиняном примет участие в заседании Евразийского межправительственного совета, которое состоится в Санкт-Петербурге. Однако, по данным “Ъ”, поднимать на встрече острые вопросы армянская делегация не собирается.
Коммерсант. 25.07.2018