Встреча "нормандской четверки" на грани срыва
Татьяна Ивженко
Сегодня украинская делегация отправляется в Берлин для подготовки встречи «нормандской четверки». Дата переговоров до сих пор не названа. В Киеве считают, что договориться о вводе миротворцев в Донбасс нужно до завершения чемпионата мира по футболу. Но проблема свелась к тому, кто и с кем должен договариваться. В Киеве видят стороной конфликта Россию. В Москве указывают, что Украина воюет с ДНР и ЛНР.
О необходимости возобновить работу «нормандского формата» говорили весь май. В начале месяца Петр Порошенко встречался с Ангелой Меркель и Эмманюэлем Макроном. Затем канцлер Германии и президент Франции провели отдельные переговоры с президентом РФ. Центральным стал вопрос об организации миротворческой миссии ООН. Российская делегация в Совбезе ООН еще в прошлом году зарегистрировала проект резолюции о миротворцах. Он предполагал, что голубые каски войдут в зону конфликта для защиты гражданских наблюдателей, работающих в составе Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ; что миротворцы расположатся на линии разграничения и будут передвигаться по территории согласно планам ОБСЕ.
В Киеве сочли, что это приведет к замораживанию, а не разрешению конфликта, ведь ЛНР и ДНР при таком подходе сохранятся. Украинская сторона нацелена на ликвидацию республик и восстановление своей юрисдикции в Донбассе.
Поэтому потребовала, чтобы миротворческая миссия ООН была «полноценной»: занималась не охраной другой миссии, а разоружением неподконтрольных Киеву организаций, контролем за отводом войск и вооружений, обеспечением безопасности. Киев предложил разместить миротворцев на всей территории Донбасса и вдоль границы с РФ.
Украинский вариант проекта резолюции не был подан в Совбез ООН. В конце прошлого года чиновники поясняли, что западные партнеры рекомендовали Киеву «не устраивать войну резолюций», а внести свои предложения к уже зарегистрированному российскому проекту. Но подходы сторон диаметрально противоположны, поэтому речь не может идти о поправках и уточнениях, а только о полной замене текста. С этим не согласна российская сторона. Замминистра иностранных дел РФ Александр Грушко на днях сказал российским СМИ, что работа над проектом не продвигается: «Это вызывает у нас ощущение, что на самом деле Киев не заинтересован в осуществлении миротворческой операции в соответствии с минскими договоренностями».
Побывавший на этой неделе с визитом в Украине президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер сказал журналистам, что на разных площадках и в разных форматах обсуждается вопрос о мандате миротворческой миссии для Донбасса: «Однако мы не сильно продвинулись в нахождении консенсуса...» Он отметил, что все стороны признают, что урегулирование нужно проводить на базе Минских соглашений: «Нужно пусть и медленно, но двигаться этим путем». Украинские эксперты отмечают, что стороны по-разному видят даже содержание Минских соглашений. Украина считает, что конечной целью их выполнения должна стать ликвидация ДНР/ЛНР и восстановление довоенного порядка. В республиках и в России указывают, что ДНР и ЛНР должны получить особый статус и широкие автономные полномочия. Это противоречие не позволило пока выполнить ни один пункт подписанного в феврале 2015 года Комплекса мер по выполнению Минских соглашений (Минска-2).
«Нормандской четверке», лидеры которой встречались в октябре 2016 года, не удалось разрешить принципиальное противоречие и сдвинуть с мертвой точки вопрос выполнения Минских соглашений. Сейчас предпринимается вторая попытка решить проблему, увязав выполнение Минских соглашений с вводом в Донбасс международной миротворческой миссии. Но теперь споры разгорелись относительно функций такой миссии: защита ДНР/ЛНР или помощь Украине в ликвидации республик.
Говоря об итогах переговоров с Владимиром Путиным Ангелы Меркель и Эмманюэля Макрона, украинский политолог Владимир Фесенко отметил, что российская сторона «не идет на какие-то даже минимальные уступки в переговорах по Донбассу и миротворцам». На востоке Украины в это время наблюдается заметное обострение, о котором говорят как участники конфликта, так и наблюдатели. Бывший замглавы Генштаба ВСУ Игорь Романенко в комментарии «Апострофу» сказал, что украинская и российская позиции по поводу мандата миротворческой миссии, как и прежде, не совпадают: «То, что предложил Кремль, не устраивает как Украину, так и союзников (западных. – «НГ»). И пока идут переговоры, россияне применяют старый подход: надо осуществлять давление…» Романенко отметил, что до чемпионата мира по футболу ситуация в Донбассе вряд ли «перерастет во что-то более серьезное». Что будет после – зависит от того, смогут ли Украина, Россия, Германия, Франция, а также США найти выход из переговорного тупика.
О том, что ситуация в тупике по всем направлениям, можно судить по результатам состоявшегося на этой неделе очередного заседания Контактной группы по урегулированию в Минске. Об обмене удерживаемых лиц договориться не удалось. Как сообщила член украинской делегации, зампредседателя Верховной рады Ирина Геращенко, российская сторона отказалась обсуждать вопрос обмена 23 россиян на украинских граждан, которые находятся в тюрьмах и следственных изоляторах в РФ. «Мы еще раз обратились к россиянам с инициативой освободить заключенных украинцев до старта мундиаля. Позиция россиян: Россия – не участник конфликта, поэтому в Минске не может обсуждаться тема освобождения украинцев из российских тюрем и россиян из украинских. А «республики» включают этих россиян в свой список, так как они им «помогали воевать», – написала Геращенко в соцсети.
Вопрос второго этапа обмена обсуждается с января с.г. Лидер движения «Украинский выбор – право народа» Виктор Медведчук, хлопотавший о первом большом обмене, состоявшемся в конце декабря, напомнил, что стороны собирались в этом году провести обмен по принципу «всех на всех». «В Киеве не готовы к обмену в таком формате… Алгоритм действий прост: если мы хотим вернуть всех, то должны отдать всех. Вот истинный смысл принципа «всех на всех». И в этом вопросе нет места морализаторской казуистике и философским размышлениям по поводу того, кого можно отдавать, а кого нельзя», – написал Медведчук. Ранее украинские чиновники говорили, что в списках ДНР/ЛНР есть имена людей, которые не имеют отношения к конфликту в Донбассе.
Медведчук считает, что украинская власть действует по указке Запада, чем срывает не только переговоры об обмене удерживаемых лиц, но и саму возможность урегулирования конфликта. «Если мы хотим восстановить мир в Донбассе, прекратить военные действия, то недостаточно «нормандского формата». Необходимо вести прямой диалог с руководителями Луганска и Донецка, садиться за стол переговоров, искать компромиссы. Это единственный способ вернуть Донбасс в Украину и Украину на Донбасс», – написал политик.
Примечательно, что в последние недели в Украине впервые с начала конфликта звучит тезис не просто о возможности, но даже о необходимости переговоров с ДНР/ЛНР. Заявления такого содержания рискнули озвучить кроме Виктора Медведчука также представители «Оппозиционного блока». Один из лидеров партии Юрий Бойко заявил: «Украине нужны многосторонние форматы урегулирования. Успех переговоров в «нормандском формате», в рамках американо-российской посреднической миссии позволит ускорить мирный процесс. В первую очередь добиться поддержки решения Совета Безопасности ООН о введении миротворческого контингента в Донбасс. Это, безусловно, важный шаг, но для установления мира в Украине этого недостаточно. Киев должен выходить на прямые переговоры с Москвой, Донецком и Луганском».
«Оппозиционный блок» поддерживает идею ввода миротворцев. Но, говоря о согласовании этого и других вопросов с руководством ДНР/ЛНР, фактически выступает против официальной украинской позиции. Киев не собирается признавать республики. Встреча в Минске на этой неделе подтвердила этот факт. И.о. главы МИД ДНР Наталья Никонорова сообщила, что представители республик в очередной раз попытались обсудить вопрос о предоставлении ДНР и ЛНР особого статуса на постоянной основе (с закреплением в украинском законодательстве). Это предполагало бы, что Киев принимал бы все решения в отношении Донбасса после консультаций и согласования с республиками. Украинская делегация отказалась обсуждать вопрос в таком ключе и даже говорить об «особом статусе». «Украинским властям пора понять, что невозможно уладить конфликт без наличия на то политической воли всех сторон. Мирное урегулирование не может быть односторонним…» – считает Никонорова.
Эксперты не исключают, что встреча «нормандской четверки» в очередной раз может быть сорвана.
Независимая газета. 01.06.2018