Украина, Грузия и Молдавия формируют прозападный фронт
Татьяна Ивженко
Сегодня в Киеве открывается межпарламентская конференция Грузии, Молдавии и Украины. Планируется объявить о создании Парламентской ассамблеи трех стран – для «сотрудничества и взаимодействия с ЕС и НАТО». По мере приближения июльского саммита НАТО звучит все больше заявлений. Украина нацелена на сближение с альянсом. Президент РФ Владимир Путин четко заявил, что Россию не устраивает перспектива размещения объектов НАТО на украинской территории.
Киевская конференция должна стать своеобразным сигналом о том, что Грузия, Молдавия и Украина объединяют усилия для интеграции в европейские и евро-атлантические структуры. В первый раз главы парламентов трех стран провели такую встречу в начале марта с.г. в Кишиневе. Тогда тему сформулировали мягко: «Восточное партнерство и современные вызовы в сфере безопасности». Сейчас прямо указывают на необходимость регионального сотрудничества ради развития взаимодействия с ЕС и НАТО. Одна из тем запланированных на сегодня дискуссий звучит так: «Украина, Грузия, Молдова: от Соглашения об ассоциации – к полной интеграции в ЕС». О вступлении в НАТО так прямо не говорят, обозначена тема «Противостояние новым вызовам в сфере безопасности».
Президент Украины на днях получил официальное приглашение принять участие в саммите НАТО в Брюсселе. В Киеве ранее надеялись в июле начать разговор о подписании Плана действий по получению членства в НАТО. Но обсуждение этого вопроса могут отложить.
В конце мая президент РФ на пресс-конференции по итогам встречи с французским коллегой Эмманюэлем Макроном сказал о «красной линии», которую Западу не стоит пересекать: «Мало того, что НАТО подошло к нашим границам, у нас возникло подозрение, что завтра Украину тоже туда включат, и там еще поставят какие-нибудь радары и системы противоракетной обороны…» На днях в интервью австрийскому телеканалу ORF Владимир Путин повторил: «Для нас, для России, важно, чтобы на территории Украины не появились какие-либо военные объекты, которые угрожали бы нашей безопасности. Например, новые комплексы противоракетной обороны, которые бы стремились купировать наш ядерный потенциал. Да, для нас это важно, я не скрываю».
В Киеве убеждены, что ситуация в Донбассе напрямую связана с утвержденным украинской властью курсом внешней политики на сближение с НАТО и с ЕС. «России не нужен Донбасс. Им нужен рычаг влияния на политику Киева. Поэтому они стремятся легитимизировать так называемые «республики» – чтобы руками донецкой и луганской администраций блокировать курс на членство в ЕС и НАТО. Не получится с «особым статусом», Россию устроит и замороженный конфликт. Нас – нет», – сказал «НГ» эксперт, попросивший не упоминать его имени.
Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Александр Турчинов, выступая на 9-ом Национальном форуме, который на днях состоялся в Киеве, заявил, что ничто не свидетельствует о намерении России урегулировать конфликт. «Пятый год продолжается агрессия России против нашего государства, и, кстати, никаких признаков улучшения ситуации, нормализации нет. Более того, май был для нас очень тяжелым по количеству обстрелов, по количеству агрессивных провокаций российских войск», – сказал он.
Ранее Турчинов заявлял о возможности дальнейшего обострения. Опасным периодом в Киеве считают середину – конец июля (после завершения чемпионата мира по футболу). Украинская сторона подозревает в агрессивных планах Россию. Бывший замначальника Генштаба ВСУ (Вооруженные силы Украины) Игорь Романенко написал в блоге для «Главкома», что Украина не собирается проводить наступательную операцию. «А вот с российской стороны заметны определенные действия. В Азовское море подтягиваются дополнительные силы – завозятся катера, сосредотачиваются войска». Романенко отметил, что развитие ситуации можно будет прогнозировать по итогам встречи российского и американского президентов: «Возможно, прояснится ситуация с миротворческими силами ООН – в каком виде они будут введены в Донбасс».
На экспертном форуме также обсуждались варианты урегулирования в Донбассе. Глава МВД Арсен Аваков представил свой план под названием «Стратегия восстановления территориальной целостности Украины и освобождения Донбасса». Он заявил, что «это должна быть полицейская операция, без применения военных сил». Общий смысл сводится к тому, что миротворцы ООН должны гарантировать безопасность – прекращение огня, отвод войск, вооружений, техники. Украинская сторона должна предпринять ряд политических шагов: принять закон об амнистии (касающийся тех, кто не совершил тяжких преступлений), закон о коллаборантах (об ограничении прав тех, кто принимал непосредственное участие в работе управленческих структур ДНР и ЛНР).
Аваков предлагает проводить реинтеграцию с использованием тактики «мелких шагов», продвигаясь от одного населенного пункта к другому. И выборы местных органов власти проводить поочередно. «Это стратегия, о которой я говорю уже не первый месяц. Базируется она на одном простом тезисе: Донбасс – это Украина, люди, которые там живут, – украинцы. И нам нужно заботиться об этом, а не отгораживаться стеной от этой территории», – заявил министр.
В мае Аваков побывал с визитом в США, где, по всей видимости, представил свои предложения. Официально этот план не обсуждался. На уровне российско-американских переговоров ранее речь шла о том, как увязать мандат миротворческой миссии ООН с выполнением Минских соглашений. Но разговор на эту тему не был завершен: в последний раз спецпредставитель Госдепа США Курт Волкер и помощник президента РФ Владислав Сурков встречались в январе. Тогда стороны обменялись предложениями. Ответы на все вопросы могут прозвучать в ходе встречи Дональда Трампа и Владимира Путина.
Российский президент, очертив отношение к расширению НАТО, обозначил позицию и по другим принципиальным вопросам. В частности, во время «Прямой линии», отвечая на вопрос о возможности наступления украинских сил в Донбассе, он сказал: «Если это случится, то это будет иметь тяжелые последствия для украинской государственности в целом. Рассчитываю, что ничего подобного не случится. Да и невозможно запугать людей, которые там живут – в ЛНР и ДНР. Мы оказываем этим республикам помощь и будем делать это дальше».
В Украине слова российского президента восприняли как угрозу. Секретарь СНБО Александр Турчинов обнародовал ответное заявление о том, что украинской государственности ничего не угрожает: «Украинская государственность базируется на мужестве, патриотизме, вере миллионов свободных украинцев, способных ее защитить, способных сохранить свободу, демократию и независимость для своих детей… Независимо от стонов испуганных российских наемников и угроз российского президента украинские военные будут действовать адекватно угрозам…»
Игорь Романенко отметил, что Украине следует готовиться к разным сценариям, в том числе и в Азовском море: «Нам необходимо подготовить оборону таким образом, чтобы они понимали, что их военные действия будут им дорого стоить, что цена будет неприемлемой». Военный эксперт считает, что Киеву нужно учитывать: «Запад за нас воевать не будет – тут надо рассчитывать на свои силы».
Россия настаивает на том, чтобы Минские соглашения стали основой урегулирования и выполнялись в той последовательности, в которой записаны пункты. Это значит, что решение проблем с безопасностью происходило бы параллельно с принятием в Киеве политических решений о статусе региона. В Украине убеждены, что такой подход в конечном итоге привел бы к легитимизации ДНР и ЛНР. Киев настроен на ликвидацию республик. И требует разбить Минские соглашения на два блока и два этапа выполнения: вначале – решение вопросов с безопасностью, затем – политическое урегулирование.
Еще в марте на первой межпарламентской конференции Грузии, Молдовы, Украины говорили о том, что у всех трех стран есть «оккупированные Россией территории». И призывали Запад не закрывать на это глаза. Председатель Верховной рады Андрей Парубий заявил тогда, что Украина играет роль «щита Европы от российской агрессии». Он выступил с предложением координировать усилия трех постсоветских стран. Акцент был сделан на обороне и безопасности. Этим новое объединение отличается от ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), в котором в середине 2000-х делалась ставка на развитие экономического сотрудничества.
Парубий предложил создать Парламентскую ассамблею Украина–Молдова–Грузия по примеру существующей ассамблеи Украина–Литва–Польша. Сейчас в Киеве собрались председатели парламентов Грузии Ираклий Кобахидзе и Молдовы Андриан Канду, а также представители парламентов Литвы и Польши, депутаты Европарламента, руководители общественных организаций.
Украина в этой системе может претендовать на роль «моста» между стремящимися к интеграции в западные структуры постсоветскими государствами и «помощниками США в Восточной Европе». С одной стороны, объединение с Грузией и Молдавией, с другой – с Литвой и Польшей. Это, по идее, может усилить политические позиции Киева к саммиту НАТО.
Независимая газета. 09.06.2018