Трамп уважил Орбана
Татьяна Ивженко
МИД России потребовал от украинской власти провести «всеобъемлющие и эффективные консультации» по поводу языковой статьи нового закона «Об образовании». Российская сторона считает, что права русскоязычных граждан в Украине могут быть нарушены. Претензии относительно языковых прав нацменьшинств выдвигает Киеву и правительство Венгрии. Будапешт в отличие от Москвы имеет такой инструмент влияния, как вето на сближение Украины с НАТО.
С прошлого года встречи Украина–НАТО на высшем уровне были заблокированы. Глава миссии Украины при НАТО Вадим Пристайко сказал «5 каналу», что текущие проекты сотрудничества не были заморожены, но «политические встречи выше уровня посла не проводились». Эта проблема стала принципиально важной накануне июльского саммита НАТО, в ходе которого, как планируется, будет подтвержден статус Украины как «страны-аспиранта».
То есть члены альянса официально признают, что государство стремится к членству в НАТО. Такое признание открыло бы путь к подписанию в будущем Плана действий по получению членства.
Киев закрепил эту внешнеполитическую стратегию в своем законодательстве. На прошлой неделе был принят закон «О национальной безопасности», предполагающий, что вся система силовых структур перейдет на стандарты НАТО. Представлять эти реформы на саммит в Брюссель должна отправиться делегация во главе с президентом Петром Порошенко. Однако Венгрия грозилась заблокировать участие украинской делегации в саммите, а в конце мая Будапешт обратился к странам – членам НАТО с призывом пересмотреть программы сотрудничества с Украиной.
После этого разгорелся дипломатический скандал. «Нам известно о такой «мягкой дипломатии», когда преднамеренно распространяли слухи, мол, мы действуем под влиянием России. А это – просто ложь», – заявил министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто в интервью, опубликованном вчера «Европейской правдой».
Российская сторона действительно выступает против любых инициатив, способствующих продвижению НАТО к границам РФ. Президент Владимир Путин недавно назвал такую стратегию «красной линией», которую Западу не следует пересекать. Однако венгерское правительство утверждает, что, блокируя переговоры Киева с альянсом, преследует исключительно цель защиты интересов своего нацменьшинства. «Мы – независимое государство, и нас не волнует, что думает Россия о нашей политике в отношении меньшинств. Мы знаем одно: в Закарпатье есть венгры, их – примерно 150 тыс., и мы стремимся защищать их права. И мы в случае необходимости будем защищать их от любого – от США, от России, от Новой Зеландии, от кого угодно», – заявил в том же интервью Сийярто.
Конфликт возник осенью прошлого года, когда Верховная рада приняла новый закон «Об образовании». Согласно документу, с 2020 года в Украине должны быть введены новые языковые нормы в школьном обучении. Речь идет о том, что начиная с 5-го класса ученики всех школ должны в обязательном порядке изучать украинский язык – согласно государственным стандартам. Большинство школьных предметов должно преподаваться тоже на украинском. Что касается обучения детей нацменьшинств, то планировалось в законе «О среднем образовании» определить количество и перечень предметов, изучение которых возможно на родных языках.
Ранее венгерское меньшинство имело возможность обучать детей только на венгерском, некоторые выпускники школ в Закарпатье не могли сдать государственный экзамен по украинскому языку. С 2012 года в Украине действовал закон о региональных языках, который фактически уравнивал статус государственного языка с языками нацменьшинств на местном уровне (при условии, что не менее 10% жителей населенного пункта или региона составляют представители нацменьшинства). Недавняя отмена этого закона была воспринята Будапештом как сужение прав этнических венгров в Украине. Но еще ранее был принят закон об образовании, который, по словам главы венгерского МИДа, тоже сузил права, раз «количество часов на преподавание на венгерском уменьшится».
«Я понимаю, что вы хотите повысить роль государственного языка. Это ваше суверенное право, это внутренний вопрос, в который я не хочу вмешиваться. Но повышение эффективности обучения украинскому не обязательно означает, что нужно отнимать время у предметов на венгерском языке. И я считаю, что преподавание физики или биологии на украинском не требуется для лучшего владения государственным языком», – заявил Сийярто «Европейской правде».
На днях эту проблему обсуждали в ходе встречи в Закарпатье министры иностранных дел Украины и Венгрии, а также министр образования и науки Украины Лилия Гриневич и министр человеческих ресурсов Венгрии Миклош Кашлер. В переговорах приняли участие представители местной общины этнических венгров. По итогам встречи глава МИД Украины Павел Климкин сообщил, что существует возможность к саммиту НАТО «снять это блокирование». Он отметил, что на начало июля, примерно за неделю до саммита, в Закарпатье состоится второй раунд переговоров. «Наша цель очень проста. У нас есть венгерская община, о которой мы должны заботиться. Они должны оставаться на 100% венграми, но они также на 100% должны стать украинскими гражданами. Для этого им абсолютно не нужно становиться меньше венграми, они просто должны получить соответствующее знание украинского языка и понимание того, в какой стране они живут», – пояснил Климкин.
Глава венгерского МИДа сказал украинским журналистам, что Будапешт не диктует свою позицию меньшинству, а напротив, представляет его интересы. Поэтому мнение закарпатских венгров станет определяющим. По словам Сийярто, существуют «три условия, которые позволят снять наше вето». Первое – это продление переходного периода на введение нового закона об образовании до 2023 года: «За это время вы должны договориться с меньшинством о том, какие именно изменения будут внедрены». Второе – в частных школах изучение предметов может проводиться не обязательно на государственном языке (при изучении украинского как отдельного предмета по госстандарту). Третьим условием он назвал диалог Киева с венгерским меньшинством, признав, что разговор начался.
Украинские эксперты отмечают, что требования венгерской стороны смягчились. Ведь ранее речь шла об отмене закона. Замдиректора Института мировой политики Наталия Ищенко в интервью «5 каналу» допустила, что на позицию Будапешта повлияли из Вашингтона. Известно, что сразу после майского обращения венгерского правительства к государствам – членам НАТО Польша призвала США вмешаться в ситуацию. Госсекретарь США Майкл Помпео встретился с главой МИД Венгрии. По сообщению «Голоса Америки», Помпео отметил, что «сейчас важно обеспечить и поддержать взаимодействие Украины с НАТО. А также противостоять враждебному влиянию России в Центральной Европе».
После этого, в начале июня, состоялись переговоры министров обороны Украины и Венгрии Степана Полторака и Тибора Бенко. Полторак сказал «Укринформу»: «Мы рассмотрели вопросы, связанные с военным сотрудничеством между оборонными ведомствами». Подробности не разглашались, однако пересмотр программ сотрудничества НАТО с Украиной, видимо, перестал быть актуальным.
В середине месяца президент США Дональд Трамп позвонил переизбранному премьер-министру Венгрии Виктору Орбану, чтобы поздравить с победой на выборах. На сайте Белого дома появилась информация о том, что Орбан приглашен в Вашингтон. Украинский политический эксперт Дмитрий Тужанский в колонке для «Европейской правды» предположил, что именно на это и рассчитывал Будапешт: «Орбан был в своеобразном черном списке администрации Барака Обамы, упрекавшего Будапешт в антисемитизме, коррупции и авторитаризме. Именно поэтому венгерские власти публично поддерживали Дональда Трампа, а когда он победил – бросили все усилия на то, чтобы добиться личной встречи с новым президентом США и перезагрузить отношения».
В Киеве надеются решить проблемы, возникшие в отношениях с Венгрией, в ближайшие недели. Это возможно, ведь компромиссные нормы могут быть вписаны в закон «О среднем образовании», к рассмотрению которого Верховная рада еще не приступила. Но в то же время актуализировалась проблема с Россией. МИД РФ с прошлого года обращает внимание Киева на то, что языковые нормы закона об образовании нарушают права русскоязычного населения.
Независимая газета. 26.06.2018