Словения — «лоскутное одеяло» из партий как миниатюра европейского кризиса
Юрий Праслов
Директор департамента маркетинга и корпоративных коммуникаций Ассоциации менеджеров
Результатом прошедших 3 июня 2018 г. внеочередных выборов в словенский парламент стала поляризация взглядов активной части населения. Лидирующая правоцентристская партия демократов во главе с «ветераном» словенской политики Янезом Яншей набрала без малого четверть всех голосов пришедших на избирательные участки. Это не дает им права формировать правительство и погружает политиков в сложный раунд переговоров по созданию коалиции с остальными восемью партиями, вошедшими в парламент. Многие уже заявили о невозможности переговоров с «коррупционером» Яншей, запятнавшим свою репутацию в скандалах на прошлых постах в качестве премьера страны. Отразится ли этот политический кризис на экономической ситуации в Словении и достигнутой стабильности в отношениях с Россией?
Словения — самая развитая из всех бывших югославских республик — голосовала в минувшее воскресенье на внеочередных парламентских выборах. Они были назначены в марте после отставки правительства Миро Церара на фоне скандала с отменой Верховным судом референдума по строительству железнодорожного коридора Дивача – Копер. Лидером стал правоцентрист Янез Янша с блоком демократов SDS и 24,96% голосов. Ближайшие преследователи левые из «Списка Марьяна Шареца» получили 12,66%, показатели остальных партий не превысили 10%. Для формирования правительства необходимы 40% голосов, что означает начало трудных переговоров по формированию коалиции.
Почему трудных? Фигура Янеза Янши, уже дважды побывавшего на посту премьер-министра страны (2004–2008 гг. и 2012–2013 гг.), вызывает у словенцев немало эмоций: от резкого неприятия до откровенных симпатий. Дважды премьер-министр Словении, Янша ушел с последнего срока в 2013 г. вследствие большого коррупционного скандала из-за незадекларированного дохода и многомиллионной взятки, полученной в 2006 г. за поставки бронетранспортеров финской компании Patria, главным владельцем которой являлось государство. Суд признал тогда экс-премьера виновным и приговорил к двум годам лишения свободы и штрафу в размере 37 тыс. евро. Янез Янша, отвергший все обвинения, провел в 2014 г. полгода в тюремном заключении и был освобожден по решению Конституционного суда, назначившего повторное рассмотрение дела, которое не состоялось по причине исковой давности преступления. Выйдя из тюрьмы, политик продолжил партийную работу и подошел к нынешним выборам с достаточно активной группой избирателей. Они увидели в экс-премьере политика, способного оградить страну от мигрантов, решительно взяться за отстаивание национальных интересов и навести порядок в социальной сфере. И хотя ситуация 2015 г., когда Словению наводнили транзитные толпы беженцев из Африки, уже улеглась, а украинские беженцы не представляют для страны такой опасности из-за близких культурных корней, антимиграционная риторика Янши, тем не менее, пришлась по вкусу более 222 тысячам словенцев, настроенных против распределения квот ЕС и симпатизирующих жесткой линии Виктора Орбана из соседней Венгрии.
Хитросплетения словенской политики, отсутствие в стране четкого лидера, объединяющего все слои нации, позволили правым силам вновь «поднять голову». Как выразился известный словенский философ Славой Жижек в газете The Independent, «ничего особенного в Словении не произошло. Там идет та же битва, которая идет по всей Европе: СДС позиционирует себя в качестве защитника простого рабочего класса от коррумпированной непатриотичной элиты. Проблема Европы состоит в том, как остаться верной своему наследию свободы, которому угрожает наступление консерваторов и популистов. Только обновление способно этому противостоять». Голоса за Яншу олицетворяют неприятие элит и правил игры, диктуемых чиновниками из Брюсселя. Но есть ли четкое видение у раздробленного противоречиями левого лагеря?
Насколько глубоко захлестнет эта волна отрицания балканскую страну, находящуюся, несмотря на все проблемы, в хорошей экономической форме, с темпами роста ВВП под 5% и растущим уровнем экспорта? Прежнее правительство вовремя увидело ограничения на товарные потоки из Азии, накладываемые недостаточно развитой железнодорожной инфраструктурой из порта Копер вглубь страны, инициировав мегапроект строительства второй ветки Дивача – Копер. Проект TDK-2, на финансирование которого было получено согласие Евросоюза и работа по которому была начата в то время, был приостановлен после того, как Верховный суд наложил запрет на результаты проведенного в 2017 г. референдума. Второй референдум, состоявшийся недавно, подтвердил зеленый свет проекту, имеющему явно международный характер. Шанс побороться за подобный проект, способный убрать «узкое горлышко» для грузопотоков на центры автомобилестроения Германии, у российских строительных подрядчиков, конечно же, сохраняется.
Политическая нестабильность, накладываемая на экономические вызовы зажатой между крупными европейскими рынками Словении, дает большой риск потери набранных темпов экономического подъема страны. Да, экспортный потенциал этой промышленно развитой несырьевой страны, костяка ее предприимчивых слоев не сломить популистскими играми политиков, обещающими налоговый рай и социальное благоденствие. Лозунги, отзывающиеся глубокой симпатией в сердцах рабочего класса, не подкреплены реальной экономической программой и продуманным планом действий. Учитывая общую осложняющуюся внешнюю конъюнктуру из торговых войн и усиливающимся противостоянием Соединенных Штатов, Европы и Азии, ничем хорошим такой голый популизм даже в самой развитой балканской республике закончиться не может.
В этом популистском задоре легко перечеркнуть и достигнутые успехи в политико-экономических связях с Россией. Российский вопрос всегда был непростым для Словении, которая стала в свое время первым местом встречи Дж.Буша-мл. и В.Путина, страной, претендовавшей на почетную роль медиатора интересов сверхдержав. Стоит только вспомнить, каких трудов стоило словенской дипломатии проявить характер и организовать наперекор давлению Запада визит президента В.Путина на памятную церемонию 100-летия Русской часовни на Вршиче летом 2016 г. Словения, глубоко интегрированная в европейские институты, всегда подчеркивала свой собственный голос в вопросах взаимоотношений с Россией.
Вместе с тем, не впадая в излишний алармизм, можно констатировать, что та же торговля с Россией имеет большой потенциал к расширению. Об этом можно судить, взглянув на цифры ожившего на 25% товарооборота по результатам 2017 г. Это одна из немногих восточно-европейских стран со стабильным положительным сальдо торговли с Россией (экспорт в Россию в 2017 г. составил 962,8 млн долл., импорт из России — всего 268 млн долл.). После досадной отмены «Южного потока» отношениям стран не помешал бы еще один большой совместный проект. Таким проектом могло бы стать строительство злополучной железнодорожной ветки Дивача – Копер, ставшее яблоком раздора и вызвавшее отставку прежнего правительства и текущий кризис после неоднозначных результатов волеизъявления словенцев.
Возобладает ли мудрость в стане словенских политиков, не желающих пока договариваться друг с другом после голосования, которое уже было названо «выборами без победителя», — вопрос открытый. Какие векторы возьмет правительство страны, которое Янез Янша попытается «сшить» из «лоскутного одеяла» разнонаправленных политических интересов своих идеологических противников, трудно спрогнозировать даже местным аналитикам. Внутренние вопросы, связанные с дальнейшим развитием страны, ее инфраструктуры и социального обеспечения, безусловно, потянут за собой целый ряд вопросов внешнего контура: устойчивости расшатываемой политической системы, инвестиционной привлекательности страны и открытости рынка для своих ключевых торговых партнеров. Одно ясно: российский интерес на словенском направлении был, есть и будет.
РСМД. 05.06.2018