Русский язык в Молдавии "устарел"
Зураб Тодуа, политолог, депутат парламента Республики Молдова (2010–2014)
Конституционный суд (КС) Молдавии на днях признал закон «О функционировании языков…» от 1989 года, в котором за русским языком был закреплен статус языка межнационального общения, устаревшим. Данное решение КС вызвало удивление и недоумение у большинства юристов, историков, лингвистов. Во-первых, судьи КС явно превысили свои полномочия. Во всех цивилизованных странах КС призван определять соответствие того или иного закона Конституции. Правом принимать законы, дополнять их, признавать утратившими силу и так далее обладает только парламент.
Во-вторых, этим решением судьи спровоцировали горячую и довольно нервную дискуссию в обществе относительно статуса русского языка. До вмешательства многомудрых судей в этот вопрос в молдавском обществе четверть века сохранялся межнациональный мир и баланс между языками, в том числе благодаря этому закону.
Либеральная партия, которая, собственно, и обратилась в Конституционный суд с запросом на данную тему, может быть удовлетворена. Межнациональное согласие в Молдавии снова под угрозой. Люди позабыли свои текущие проблемы и заботы и часами висят в социальных сетях. Степень эмоций, раздраженности, временами откровенной злобы зашкаливает. Все снова стали историками и лингвистами и спорят на тему, которую, казалось бы, со всех сторон разобрали еще 30 лет назад.
Либеральная партия Молдовы (ЛПМ) – это небольшая организация с сильным русофобским уклоном, рейтинг которой никогда не превышал 7–10%, а сейчас и вовсе скатился до уровня статистической погрешности. В 2010–2016 годах ЛПМ входила в состав правящей коалиции. Прославилась тем, что являлась идейным и последовательным борцом за денежные знаки. Ее представитель – Дорин Киртоакэ – 10 лет был примаром (мэром) Кишинева. Осенью прошлого года был вынужден подать в отставку из-за серии коррупционных скандалов, связанных с незаконным строительством и извлечением выгоды, и сейчас готовится к судебным процессам.
Другой либерал (правда, бывший), по некоторым данным, успел неплохо поживиться в Министерстве обороны, которое по квоте коалиции возглавлял пару лет. Третий, занимавший «хлебную» должность министра транспорта, за непродолжительное время также успел провороваться и заработать несколько уголовных дел. Тем не менее спокойно отбыл в Румынию, где и пребывает до сих пор, размещая время от времени в социальных сетях селфи со своей упитанной и довольной физиономией. Лидер партии Михай Гимпу за сотрудничество с правящим режимом был обвинен сторонниками в предательстве. Во время массовой акции протеста, которая 20 января 2016 года вылилась в штурм парламента, пытался незаметно улизнуть из здания, но был разоблачен и изрядно помят.
Казалось бы, какой смысл рассматривать запрос группы политиков с подмоченной репутацией? Тем более что заключение, которое в этой ситуации обязан был выдать КС, очевидно: он должен был заявить, что этот вопрос в компетенции не Конституционного суда, а парламента. Тем удивительнее готовность, с которой судьи взялись рассматривать запрос либералов, и заключение, которое они выдали.
Надо сказать, Конституционный суд не первый раз вмешивается в политическую жизнь страны и возлагает на себя несвойственные функции. В 2013 году он признал Декларацию о независимости Молдавии выше Конституции. А все потому, что в декларации говорится о румынском языке, а в Конституции – о молдавском языке. А это обстоятельство не по душе судьям КС, большинство из которых, к слову, являются гражданами Румынии.
Весной 2016 года своим решением КС изменил систему выборов главы государства. С 2001 по 2016 год президент Республики Молдова (РМ), как и во многих европейских государствах, избирался в парламенте. Конституционный суд признал это ошибочным и постановил избирать президента всенародно. Все это было сделано опять же в нарушение Конституции и с превышением полномочий. Поэтому сегодня нет-нет да и проскользнет в СМИ и социальных сетях тема о том, что нынешний президент Молдавии Игорь Додон не вполне легитимен.
Русский язык в Молдавии обладает глубокими историческими корнями. В течение многих веков на этой территории сосуществовали романские и славянские племена. В румынском языке и его молдавском варианте около 20% слов славянского происхождения. С момента образования (в XIV веке) княжеств Молдавия и Валахия и до XVII века в их делопроизводстве, дипломатической переписке и богослужении основным был старославянский язык на кириллице. Все молдавские летописи и церковные книги написаны кириллическим шрифтом. Внедрение латиницы началось в XIX веке. К этому времени относится начало оформления литературного румынского языка. Понятно, что в Бессарабии, которая отошла к Российской империи после очередной русско-турецкой войны в 1812 году, молдавский (румынский) язык развивался в иных, менее благоприятных условиях.
Сторонники объединения Молдовы с Румынией считают, что с этого времени началась русификация края и утрата местным населением своей «румынской» идентичности. Оппоненты утверждают, что Молдавская ССР (в составе Советского Союза) и Республика Молдова являются естественным продолжением Молдавского княжества, а Румыния – Валажского княжества. Ученые спорят об этом до сих пор, и у каждой точки зрения есть свои аргументы. В то же время практически никто из специалистов (за редким исключением) не отрицает, что в Молдавии русский язык был распространен примерно так же, как и молдавский.
Лингвистические законы конца 80-х годов закрепили разумный компромисс: молдавский язык – государственный; русский – язык межнационального общения. Тем не менее националистические страсти бушевали еще некоторое время. Лозунг «Чемодан – вокзал – Россия» в то время был весьма популярен у радикалов. Многие русские, украинцы, евреи, болгары действительно уехали из Молдавии. Страна потеряла множество квалифицированных кадров, что наряду с разрывом прежних экономических связей способствовало экономической и социальной катастрофе Молдавии в конце 1990-х годов.
В итоге вопреки ожиданиям русофобов всеобщего благоденствия не наступило. Самостоятельное пребывание в джунглях мирового рынка привело к тому, что взять чемодан и выехать за пределы страны в поисках куска хлеба были вынуждены сотни тысяч граждан республики, в том числе и те, кто горланил на площади русофобские лозунги.
На сегодняшний день примерно 600 тыс. жителей Молдавии зарабатывают себе и своим семьям на жизнь в России и около 300 тыс. – в Италии и Португалии. Тем, кто находится на заработках в России, знание русского языка очень помогает. Более того, как выяснилось, и в Румынии охотнее берут на работу тех, кто помимо английского знает еще и русский язык. Дело в том, что российский бизнес довольно серьезно и глубоко обосновался в производственной и сырьевых отраслях экономики Румынии. Умные люди давно все поняли и стараются, чтобы они сами и их дети знали как минимум три языка – молдавский (румынский), русский, английский. Большая часть граждан молодого и среднего возраста свободно говорят на двух языках и не испытывают при этом никаких неудобств.
Тут бы умной власти поддержать позитивные тенденции и всеми возможными мерами закрепить и развивать их. Как бы не так! Уже около двух лет руководство Молдавии энергично продвигает и поддерживает разнообразные антироссийские инициативы под прикрытием борьбы с «русской пропагандой». Сначала ограничили выпуски новостей и телепередач на русском языке. Затем запретили вещание новостных программ российских телеканалов. Но это не привело к росту интереса к местным телеканалам, тем более к тем, что занимается пропагандой интересов правящей группировки. Люди просто не смотрят телевизор, а уходят в Интернет (в Молдавии он хорошо развит еще с нулевых годов)
Теперь вот добрались и до статуса русского языка. Некоторые эксперты полагают, что скандальное заключение в отношении закона о языках КС сделал не случайно, а по указанию извне, намеренно, дабы расшатать внутриполитическую ситуацию в Молдавии. Если это действительно так, то цель для удара выбрана идеально. Русский язык является родным для 25–30% граждан РМ. В повседневной жизни его используют около 60–70% жителей РМ. И это при том, что, согласно последней переписи, этнических русских в Молдавии проживает всего 4,1%.
Складывается ощущение, что не было прошедших 30 лет и жизнь ничему не научила борцов за «языковую чистоту» (отдельные озабоченные эксперты полагают, что это решение КС будет способствовать тому, что осчастливленные граждане с еще большим усердием возьмутся за изучение румынского языка). Все те же избитые, старые аргументы. Те же «доказательства». И, судя по всему, никто из органов власти не собирается тушить разгорающийся языковой пожар. Это значит, что ни КС, ни парламент, ни правительство либо не хотят, либо просто не способны понять глубину и многогранность проблемы.
Между тем Молдавия с ее некомпетентным руководством, затяжным экономическим и социальным кризисом, депрессивной экономикой, неурегулированным приднестровским конфликтом, близостью Одесской области, где также неспокойно, сегодня представляет собой идеальный полигон, на котором великие державы могли бы в очередной раз помериться силами. После Сирии и Украины.
НГ-Дипкурьер. 18.06.2018