Россия столбит себе место в корейском урегулировании
Владимир Скосырев
Госсекретарь США Майкл Помпео и соратник лидера Северной Кореи Ким Ен Чхоль обсуждают условия проведения встречи глав двух стран. Вашингтон требует безоговорочного отказа Пхеньяна от ядерного оружия, на что он не согласен. В то же время руководитель КНДР Ким Чен Ын принял главу МИД РФ Сергея Лаврова. Москва выступает против силового давления на северокорейцев и исходит из того, что решение ядерной проблемы не может быть полным, пока санкции против КНДР не отменены.
По сообщению канала MCNBC News, на Манхэттене проходят переговоры между госсекретарем Помпео и завотделом единого фронта Трудовой партии Кореи Ким Ен Чхолем. Первая встреча состоялась в среду во время ужина. Представитель Госдепа отказался раскрыть репортерам подробности.
Переговоры продолжились в четверг. Как видно из брифинга пресс-секретаря Белого дома Сары Сандерс, Вашингтон, несмотря на то что президент США Дональд Трамп ранее говорил об отмене саммита, продолжает подготовку к нему. Место и дата пока остаются прежними: Сингапур, 12 июня.
Американская пресса называет Ким Ен Чхоля правой рукой руководителя КНДР. Раньше этот четырехзвездный генерал был главой северокорейской разведки. Он также заместитель председателя правящей Трудовой партии Кореи.
Главная задача Помпео – убедить собеседника в том, что Северной Корее следует покончить с ядерной и ракетной программами. По словам представителя Госдепа, стороны обсуждают вопрос, как долго этот процесс будет продолжаться.
Словом, речь идет об одностороннем ракетно-ядерном разоружении КНДР. Причем именно в этот момент США усиливают давление на КНДР путем демонстрации военной силы. Как передал ТАСС, США начали переброску в Японию новейших боевых самолетов F-22 Raptor. Кроме того, в море с базы в Японии вышла ударная группировка ВМС во главе с атомным авианосцем Ronald Reagan.
Северная Корея находится в трудном положении. От нее, по существу, требуют капитуляции. Но с таким ультимативным подходом не согласны ни Китай, ни Россия. Это ясно дал понять глава МИД РФ Сергей Лавров, совершивший визит в Пхеньян. Его принял председатель Государственного совета КНДР Ким Чен Ын.
Лавров также встретился с министром иностранных дел КНДР Ли Ен Хо. Касаясь результатов переговоров, министр указал, что окончательное решение проблем Корейского полуострова не может быть полным, пока санкции против КНДР не будут сняты. Он также напомнил, что никто не отменял формат шестисторонних переговоров (Россия, Китай, КНДР, Республика Корея, США и Япония). Эти переговоры велись несколько лет. И Россия, как можно сделать вывод из выступления главы российской дипломатии, хотела бы, чтобы этот формат вновь заработал.
В беседе с «НГ» заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов сказал: «Визит Лаврова показал, что Россия продолжает развивать отношения с КНДР, стремится играть значительную роль на Корейском полуострове и способствовать успеху саммита между КНДР и США.
Ведь в денуклеаризации Корейского полуострова заинтересованы все, в том числе Россия. В данный момент ситуация развивается логично, в соответствии с тем поэтапным планом, который разработала Россия. Первый этап сейчас реализуется. Произошло снижение напряженности. Корейский полуостров вплотную приблизился в конце прошлого года к грани войны. А сейчас он отошел от этой грани».
Москва призывала перейти к переговорам непосредственных участников конфликта – Пхеньян и Сеул, Пхеньян и Вашингтон. И это сейчас происходит. Но на данном этапе Россия как бы находится в стороне, поскольку переговоры идут на двустороннем треке.
«Когда процесс денуклеаризации заработает, то потребуется участие всех стран региона, и России в том числе. И тут как раз логичным было бы восстановление шестисторонних переговоров, о чем напомнил Лавров в Пхеньяне», – заключил эксперт.
Однако ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов полагает, что в «текущий момент наиболее подходящим форматом для переговоров был бы четырехсторонний. Дело в том, что возникает вопрос о заключении мирного договора, который подводит конец корейской войне. Участие Советского Союза в ней было номинальным. В отличие от американцев и китайских добровольцев советское участие в войне было очень специфическим и ограниченным».
Тем не менее Россия все же играет роль в корейском урегулировании, хотя и не столь значительную, как Китай. По словам эксперта, это отчасти связано с тем, что у Москвы меньше рычагов влияния. «Главное, не следует забывать, что, согласно Концепции внешней политики РФ, Дальний Восток у нас имеет меньший приоритет по сравнению с Ближним Востоком и тем более с пространством бывшего СНГ», – подчеркнул Асмолов.
Независимая газета. 01.05.2018