Россия может не выдержать новой волны санкций
Ольга Соловьева
Финансовая система РФ не выдержит санкционных волн, если они будут сильнее апрельских ударов, когда США запретили вести бизнес с компаниями Виктора Вексельберга и Олега Дерипаски. Если новые санкции будут иметь сопоставимые последствия, банковская система РФ может устоять. Такую оценку «санкционной прочности» РФ представили аналитики агентства Moody`s. Готовятся к усилению санкций и российские чиновники – они стремятся увеличить валютные резервы любой ценой. До нового обвала нефтяных цен или до того, как Вашингтон решится перекрыть поток нефтедолларов в РФ.
Страны G7 намерены продлить санкции против РФ – вопрос об антироссийских санкциях, введенных после «аннексии Крыма», будет рассмотрен на саммите в Канаде, передает Reuters. «Мы ожидаем, что вопрос о российских санкциях будет присутствовать в повестке дня. Мы считаем, что реализация Минских соглашений не оправдывает каких-либо изменений в позиции G7, поэтому скорее всего позиция будет подтверждена», – заявил журналистам высокопоставленный чиновник в Брюсселе. Напомним, саммит G7 – США, Канады, Германии, Франции, Великобритании, Италии и Японии – будет проходить 8–9 июня в Квебеке.
Ранее о продлении реализации программ по введению санкций в отношении РФ говорил и министр финансов США Стивен Мнучин. В частности, в ходе слушаний в Конгрессе по бюджету министерства на 2019 финансовый год он говорил, что полученные средства будут использованы в том числе для применения закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций», включая финансирование наших программ по России и Ирану, а также борьбу с незаконными финансовыми сетями».
Российские власти повторяют, что санкции мало сказались на РФ. ««Наличие ограничений и санкций нас не удивляет, нас это не пугает. Это не заставит нас отказаться от самостоятельного, суверенного пути развития», – рассказал президент РФ Владимир Путин в интервью Медиакорпорации КНР, подчеркивая, что «санкциями наши партнеры стремятся к одному – сдержать развитие» страны.
Заметим, о некритичном влиянии санкций на экономику РФ говорят и западные аналитики. Так, младший управляющий директор банковской группы по региону EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) агентства Moody`s Ярослав Совгира утверждает, что пока российская банковская система способна выдержать новые санкции США против такого же количества компаний, которые подпали под санкции в апреле. «Если подпадет под санкции сопоставимое количество компаний в этом году, банковская система так же сможет их абсорбировать за счет текущих доходов в этом году. Банковская система (РФ. – «НГ») в целом является и будет являться устойчивой к санкциям», – сообщил он на банковской конференции Moody`s.
Он также напомнил, что в апреле агентство уже оценило влияние новых американских санкций на российские банки в размере 2% от активов и 15% от капитала. «Мы посчитали, что текущий раунд санкций банковская система вполне спокойно пережила за счет текущих доходов», – сказал эксперт. Макроэкономическая ситуация в стране, по мнению экономиста, также «достаточно спокойная». Этому, в частности, способствуют небольшой рост ВВП, низкая инфляция, снижающиеся процентные ставки, высокий уровень валютных резервов и низкая зависимость суверенных рейтингов от внешних заимствований, высокая цена на нефть, профицит текущего счета. «Это все позитивные факторы», – замечает Совгира.
Однако аналитик подчеркивает, что если санкционная волна будет единичной и сопоставимой с предыдущими – то банковскому сектору действительно нечего опасаться. Но если «их будет две или три, то банковская система начнет ослабевать, терять капитал». «Если санкционный список будет больше, чем объявленный в апреле, то есть если, допустим, попадут (в санкционный список. – «НГ») не два олигарха, а четыре, тогда уже можно будет говорить о том, что платежеспособность банковской системы существенно ослабеет. Тогда придется сказать, что на платежеспособности банковской системы это (санкции. – «НГ») начнет существенно отражаться. Просто из-за того, что размер заемщиков, подверженных санкциям, достигнет какой-то критической точки», – продолжает Совгира.
По его мнению, система ослабеет, поскольку выданные санкционным компаниям кредиты попадут в категорию проблемных. «Но здесь встанет вопрос господдержки. Мы исходим из того, что в той или иной форме господдержка банковскому сектору, собственно этим заемщикам и косвенно банковскому сектору, будет оказана», – уверен эксперт.
Банковская система РФ действительно может не пережить несколько санкционных волн, соглашаются эксперты «НГ». «В случае существенного расширения санкций, подобных апрельским, российские крупные компании могут оказаться не в состоянии обслуживать свои долговые обязательства перед банками, что, в свою очередь, может спровоцировать кризис в банковской системе», – говорит главный экономист «БКС Глобал Маркетс» Владимир Тихомиров, подчеркивая, что вероятность такого сценария не высока. «Санкции несут в себе разрушительный эффект для наших наукоемких отраслей, даже для бурения, для нефтедобычи. Они бьют по крупным предприятиям, которые являются ключевыми заемщиками банков и на которых базируется рентабельность крупнейших банков. Если эти компании перестанут брать кредиты, то это окажет негативное влияние на банковскую систему», – продолжает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
Еще тяжелей придется, если Россия будет отключена от системы SWIFT, замечает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. При этом нефтяные компании, по мнению эксперта, более устойчивы к санкционному воздействию, чем, к примеру, производители стали и алюминия. «Помимо этого, санкции могут привести к повышению ставки Центробанка, что негативно скажется на процентной марже банков», – рассуждает аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Если имеется в виду введение секторальных санкций, серьезно ограничивающих экспорт, то это фактически означает ведение торговой войны, полагает начальник управления операций компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
Вместе с тем действия самих российских властей говорят скорее о готовности чиновников к дальнейшему ужесточению санкций против РФ. Как отмечают эксперты из Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ), Россия заметно наращивает бюджетные доходы, тогда как расходы казны не только не увеличиваются, но даже снижаются.
Только за первые четыре месяца этого года доходы федерального бюджета составили 5,5 трлн руб., что на 16% выше прошлогоднего показателя. «Нефтегазовые доходы выросли по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 26%», – замечают аналитики, подчеркивая при этом, что рост нефтяных цен был частично (примерно на 1%) компенсирован укреплением рубля на фоне роста экспортных цен на нефть и введением новых антироссийских санкций. В частности, обращают внимание эксперты, в апреле 2018 года номинальный обменный курс доллара к рублю был практически равен прошлогоднему показателю, притом что апрельская цена на нефть превышала прошлогодний показатель на 35%.
В свою очередь, расходы федерального бюджета в январе–апреле составили 18% ВВП, что на 1 процентный пункт ниже, чем за первые четыре месяца 2017 года. «Расходы выросли в текущих ценах на 1,3%, в неизменных ценах – сократились на 1%. По сравнению с 2012 годом сокращение расходов федерального бюджета в неизменных ценах составляет уже 15%», – рассказывают экономисты. Низкие темпы прироста расходов в номинальном выражении связаны с уменьшением расходов на социальную политику, включая расходы на пенсионное обеспечение на 16%, напоминают они.
По мнению экспертов «НГ», наращивание резервов позволяет до некоторой степени консервировать текущую экономическую ситуацию. «Резервы направлены на то, чтобы в случае внешних шоков ликвидировать последствия в экономике», – считает Илья Жарский.
С этим согласен и Коренев. «Правительство формирует подушку безопасности, рассчитанную не только на противодействие возможным санкциям, но и на создание достаточных резервов, которые могли бы при необходимости стать источником для крупных проектов, обозначенных в майских указах президента», – напоминает он. С другой стороны, рассуждает аналитик, если действительно государству придется испытать на себе новую волну санкций, формирование дополнительных резервов может оказаться весьма действенным механизмом, позволяющим минимизировать для России негативные последствия.
Независимая газета. 07.06.2018