Преображение Узбекистана будоражит страны региона

После смены власти в Узбекистане прошло совсем немного времени, но обилие реформ во всех сферах жизни, масштабные шаги по либерализации экономики поистине впечатляют. Эксперты и аналитики, отдавая должное переменам в республике и оценивая вектор ее развития, заглядывают в будущее. Способен ли Узбекистан, сделав рывок, стать экономическим лидером в Центральной Азии? Насколько вероятно, что ему удастся догнать и перегнать нынешнего лидера региона - Казахстан? Такая возможность прогнозируется далеко не всеми специалистами…


 Лидерство в Средней Азии: о развитии экономик Казахстана и Узбекистана

Марат Шибутов

В 2017 году ВВП Казахстана составил 158,2 миллиарда долларов, а ВВП Узбекистана — 30,7 миллиарда долларов. Разница в 5,15 раза. Но, как всегда, в сложных системах нельзя опираться только на одну цифру. Давайте посмотрим, какова же реальная разница экономик Казахстана и Узбекистана.

Еще в 2016 году ВВП Узбекистана составлял 67,2 миллиарда долларов, в то время как казахстанский ВВП был 137,3 миллиарда, что всего в два раза больше. Падение ВВП Узбекистана произошло из-за коррекции курса национальной валюты. Соответственно, снизился и весь объем экономики.

При этом ВВП Узбекистана до недавнего времени рассчитывался весьма и весьма условно — только в 2018 году расчеты будут проводиться по международной методике, и будут получены пригодные для сопоставления цифры.

Попробуем взять другие цифры — экспорт и импорт за 2017 год. Надо отметить, что в 2017 году разницу между экспортом и импортом товаров в Узбекистане как и раньше компенсировали трансграничные переводы физических лиц — с Россией положительное сальдо составило 3,559 миллиарда долларов, с Казахстаном — 143 миллиарда долларов. Но эти данные не учитываются в экспорте и импорте услуг, так как в этих показателях учитывается деятельность юридических лиц.

Сравнение внешнеторгового оборота в 2017 году,            млрд долларов США

Страна

Экспорт товаров

Импорт товаров

Экспорт услуг

Импорт услуг

Экспорт всего

Импорт всего

Казахстан

48,342

29,346

4,899

8,002

53,241

37,348

Узбекистан

8,519

11,412

3,506

0,978

12,025

12,39

Разница, раз

5,67

2,57

1,40

8,18

4,43

3,01

По данным Международного торгового центра

Как видно из таблицы, в целом по экспорту Узбекистан отстает от Казахстана в 4,4 раза, а по импорту — в три раза. Разница уже не такая значительная.

Что же может позволить Узбекистану быстро нарастить экономику?

  1. Наращивание внешнего долга — сейчас государственный внешний долг Узбекистана небольшой, в районе 16% от ВВП. Его можно нарастить, оставшись в довольно безопасных пределах. Если Узбекистан будет активно привлекать внешние заимствования, особенно от банков развития, он сможет докапитализировать свою экономику и развить как производства, так и инфраструктуру.
  2. Снижение энергетической зависимости. В сельских населенных пунктах до сих пор происходят отключения электроэнергии, есть дефицит газа, потому что он нужен на экспорт. Все это затрудняет как развитие промышленности, так и снижает уровень жизни граждан. Но если ввести в строй новые источники электроэнергии, то это резко ускорит развитие экономики.
  3. Переработка сырья на месте — пора переходить от экспорта сырья к экспорту обработанной продукции. Конечно, многое уже сделано, но многое еще надо сделать — к примеру, не экспортировать хлопок-сырец
  4. Увеличение производства нефти и газа — скоро начнут работать месторождения на Устюрте, которые разрабатывают «Газпром» и ЛУКОЙЛ, что увеличит как экспортную продукцию, так и возможно будет покрывать внутренние потребности
  5. Развитие туризма — хотя в Узбекистан приезжает большое количество туристов (150 тысяч в год), но это далеко не все возможности. Можно увеличить поток, создав еще больше рабочих мест.
  6. Снижение доли теневой экономики — сейчас теневая экономика составляет 50%, то есть официальная экономика это только половина от существующей. Чем больше легализация, тем быстрее рост экономики в статистике будет — даже если довести ее до 30%, то прибавка к ВВП будет 12 миллиардов долларов.
  7. Развитая узбекская диаспора — диаспора может снабдить Узбекистан не только инвестициями, но и обученными кадрами со связями, которые могут занять места как чиновников, так и предпринимателей.

Мешают Узбекистану развиваться четыре субъективных обстоятельства и одно объективное:

  1. Неготовность законодательства и стандартов к открытой и либеральной экономике.
  2. Отсутствие подготовленных кадров, которые бы могли работать в современной рыночной экономике — правда, это легко поправимо, особенно с помощью диаспоры.
  3. Негативный имидж Узбекистана, который сказывается на инвестициях — пока непонятно, сколько продлится эта ситуация.
  4. Водный дефицит, который делает проблемным развитие сельского хозяйства. Но это вполне компенсируется отказом от выращивания риса и хлопка, внедрением новых методов орошения и экономией воды на поливе.

При всем при этом у Узбекистана есть то, что помогло экономикам Южной Кореи, Тайваня, Китая и Вьетнама: обученное, технически грамотное, активное, многочисленное население, которое пока готово работать за небольшие деньги. Учитывая, что в стране будут открываться филиалы российских технических вузов вроде МИФИ и МИСиС, то скоро в стране появятся хорошо обученные инженеры и конструкторы. Конечно, либерализация экономики уже приводит к повышению тарифов за коммунальные услуги и повышению цен, но пока это все находится в диапазоне, который население может выдержать.

У Казахстана есть, конечно, преимущества в виде уже накопленных инвестиций, развитой относительно инфраструктуры, больших природных ресурсов и рыночной экономики, но это не так важно. Дело в том, что его развитие сдерживает до сих пор не реформированная банковская система, коррупция и неэффективное государственное управление, отсутствие найденных крупных месторождений полезных ископаемых, отрицательный платежный баланс и общая стагнация обрабатывающей отрасли, но самое главное — это население. Население Казахстана попало в ловушку собственных иллюзий — есть желание получать доходы, ничего не делая (излюбленная фраза — «почему мы не живем, как арабы в ОАЭ») и не неся никакой ответственности. Это резко снижает шансы для предпринимательства во всех сферах — от сельского хозяйства, где работники тащат у хозяина все, что плохо лежит, до разных офисов, где люди в основном имитируют работу, сидя в социальных сетях и распространяя дурацкие слухи. Плохое образование завершает картину. В стране низкий человеческий капитал, и из-за эмиграции ситуация будет ухудшаться.

Подытоживая все написанное, надо отметить, что у Узбекистана есть примерно 5−7 лет интенсивного развития за счет открытия экономики и ее либерализации. А затем, если все сложится удачно, начнет работать построенная инфраструктура, дадут прибавку ВВП новые месторождения нефти и газа, а самое главное — будет запущена АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200, и это даст новый толчок развитию. Так что сопоставимые с Казахстаном масштабы экономики у Узбекистана будут примерно через 10−12 лет. А вот как после этого Узбекистан будет себя вести в регионе — это уже совсем другой вопрос.

REGNUM. 05.06.2018


"Узбекистан не обгонит Казахстан: наследие Каримова давит страну"

Узбекистану не обогнать Казахстан, по крайней мере, в ближайшие 20 лет, уверены экономисты. И в этом они противоречат недавнему сенсационному заявлению политолога Марата Шибутова.

Марат Шибутов недавно высказался достаточно прямо: Узбекистан через 10-12 лет экономически обгонит Казахстан.    И сделает это вопреки отсутствию масштабной добычи нефти. Этого удастся достичь благодаря:

  • технически грамотному обученному населению, которое, в отличии от казахстанцев, готово работать за небольшие деньги,
  • началу в скором времени разработки месторождения на Устюрте «Газпромом» и ЛУКОЙЛом, что увеличит экспортную продукцию,
  • активному развитию туризма.

Все это, по его мнению, позволит увеличить ВВП, а благодаря увеличению производства усилится экспорт. Увечится в перспективе и импорт.

Мирзиеев готовится к наступлению на олигархов

Однако экономист Магбат Спанов не согласен с мнением политолога.

— Стоит взглянуть на политэкономические факторы, и они далеко не в пользу Узбекистана. Разрыв между двумя странами сейчас достаточно силен. Это связано и с образованием, и с законодательством, и с формированием собственных инвесторов, и со структурой экономики, — считает он.

По его словам, сегодня все силы нового президента Узбекистана Шавката Мирзиеева направлены на удержание власти, для того чтобы впоследствии приступить к реформам, которые будут задевать множество олигархических групп Узбекистана.

В чем преимущества Казахстана?

— Преимущество Казахстана в том, что у нас уже принято несколько законов, которые перевернули ментальность. Это закон о массовой приватизации, что является большим преимуществом — мы стали собственниками квартир. У нас, в отличии от Узбекистана, есть определенная политическая свобода. К тому же, Казахстан уже прошел многие этапы, связанные с банкротством крупных компаний. Когда это все начнет происходить в Узбекистане, неизвестно, как поведет себя узбекское общество, — говорит Спанов.

Он отмечает: существует четыре фактора производства.

— Рабочая сила и капитал у нас есть — это первые два фактора, которые мы реализовали. Третий фактор — это земля, четвертый — инновации. «Земельный фактор», к сожалению, тянет нас назад. А так как производство и инновации неразрывно связаны с земельным вопросом, пока что развития в этом направлении не достает.

Режим задавил

А перед Узбекистаном для создания рыночной экономики встал вопрос реализовать все четыре фактора. Отмечу также и то, что у нас есть министерство малого, среднего и крупного бизнеса в лице НПП «Атамекен». А это значит, что наше государство на системном уровне занимается проблемами бизнеса. Узбекистану до этого еще идти и идти, — утверждает экономист.

Та рабочая сила, которая есть в Узбекистане, в большинстве неквалифицированная. И за неимением работы многие уезжают из страны.

Экономика формируется во многом за счет денежных переводов трудовых мигрантов из других стран.

— А завтра они перестанут деньги пересылать — и что дальше? Земельные ресурсы у них тоже ограничены, в соотношении с большим количеством населения. От этого зависит развитие сельского хозяйства. У них в основном мелкие хозяйства, которые берут землю в аренду.

Так что Узбекистан может и обгонит нас, но это долгий процесс. Потребуется как минимум двадцать лет.

Помню, когда развалился СССР, единственной нацией, готовой к рыночной экономике, были узбеки. Ведь в советское время они торговали от Риги до Владивостока. Но авторитарная система управления, которую насадил Каримов, ограничила развитие, — замечает он.

Прежде чем судить, нужно проанализировать

Экономист Рахим Ошакбаев также считает, что разговоры о том, что Узбекистан вырвется вперед Казахстана в экономическом плане, беспочвенны.

— Для начала следует посмотреть на торговый баланс в динамике за последние годы. У РК в 2011 году он был            +$45 млрд, в 2017 – $17,5 млрд. У Узбекистана в 2016 году торговое сальдо +$48 млн. Вот исходя из него можно примерно судить о грядущих годах. Понятно, что будущее абсолютно непредсказуемо: мы не знаем, какие изменения могут произойти в политике, но примерную картину увидеть можно.

Имеющийся торговый профицит означает, что в Казахстане экспортной выручки больше.

Ленивые казахи? Серьезно?!

Экономиста поражают слова о лености казахстанцев, которые желают получать максимальные доходы, предпринимая минимум усилий.

— Как можно стричь всех под одну гребенку? Есть ленивые люди, есть трудолюбивые — как в Узбекистане, так и в Казахстане. Чтобы провести достоверный анализ в отношении эффективности трудовых ресурсов, нужно исходить из факторов производительности труда.

Производительность же труда очень сильно дифференцируется по отраслям. К примеру, в сельском хозяйстве производительность низкая. А если взять пищевую промышленность, в частности модернизированные предприятия, там производительность труда зашкаливает, — отмечает он.

Утечка мозгов на одном уровне с Омском

Разговоры об «утечке мозгов» из Казахстана Ошакбаев также считает бессмысленными. Часть умов, по его мнению, все равно останется.

— У нас 400 тыс. детей в год рождается. А это соответствует масштабам двух областных центров. В этой ситуации говорить о неизгладимом влиянии выезда из страны 30-ти тыс. человек некорректно.

Для сравнения: из Казахстана в 2016 году выбыло 37,7 тысяч человек. Из Омской области — 55 тысяч в пределах России +5,2 тыс. в зарубежные страны. Вообще, говорить об утечке мозгов — это мыслить старыми категориями. В эпоху глобализации и мобильности это неактуально. В Казахстан сейчас идет поток трудовых мигрантов, — отмечает экономист.

По данным Ошакбаева, инвестиции в капитал в Казахстане являются самыми высокими по СНГ, и это говорит о многом.

— Мы за последние 10 лет только 210 млрд [долларов - "МП"] прямых инвестиций привлекли. В любом случае, нефтяной фактор никто не отменял. И любую неэффективность правительства можно заменить деньгами легко, — подчеркивает Ошакбаев.

365info.kz. 08.06.2018


Об открывающемся миру Узбекистане говорили в конце мая в Ташкенте на международной конференции «Стратегия действий Республики Узбекистан: макроэкономическая стабильность, инвестиционная активность и перспективы инновационного развития».

В конференции принял участие научный руководитель Института экономики РАН, главный редактор журнала «Мир перемен» Руслан Гринберг. На мероприятии он выступил с докладом «Механизмы достижения целей по либерализации экономики в Стратегии действий Республики Узбекистан в 2017-2021 гг.».

Свое мнение о переменах в Узбекистане и потенциале экономики республики Руслан Гринберг и другие известные российские и казахстанские ученые высказали в программе «Студия 24» на телеканале «Узбекистан 24». Предлагаем Вашему вниманию видеозапись программы.

 

Видео было опубликовано на сайте Института экономики РАН.

Читайте также: