В Верховной раде грезят об отъеме российской собственности
Кирилл Соков
Депутат Верховной рады от «Блока Петра Порошенко», бывший министр юстиции Украины Роман Зварыч предложил принять закон о национализации имущества российских компаний и зарегистрировал его проект в парламенте. Между тем результатом этого шага может стать катастрофический обвал зарубежных инвестиций в саму Украину.
По мысли автора законопроекта предусмотренные им санкции должны применяться «в отношении субъектов, которые создают реальные и потенциальные угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, способствуют террористической деятельности, нарушают права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства». Документ устанавливает два вида санкций: 1) запрет хозяйственной деятельности и национализацию имущества «государства-агрессора», а также связанных с ним частных лиц или компаний; 2) штраф в тройном размере от прибыли за последние три года.
О том, что национализировать будут именно российскую собственность, в законопроекте не говорится, но использование термина «государство-агрессор», каковым на Украине законодательно признана Россия, однозначно говорит, что главным объектом будет именно ее имущество. Разработчики законопроекта, собственно говоря, этого и не скрывают. Вопрос в том, зачем именно сейчас, когда отношения России и Украины и так находятся на самом дне, а избытка иностранных инвестиций Киев явно не испытывает, потребовалось нагнетать ситуацию вокруг собственности российских компаний. Причем многие из них и сами рады бы избавиться от украинских активов, но найти на них покупателей никак не могут.
Вопрос о национализации российского имущества в качестве компенсации за потери в Крыму и в Донбассе представители украинских властей поднимают давно. Впервые об этом заговорили сразу после того, как Крым добровольно вошел в состав России. В марте 2014 г. только что назначенный Верховной радой премьер-министром Арсений Яценюк заявил, что Украине был нанесен ущерб в сотни миллиардов долларов и для компенсации этого ущерба Киев может обратиться в международные суды. Ранее министр юстиции Павел Петренко прозрачно намекал, что Россия располагает большой собственностью на Украине и в других государствах Европы и Киев может компенсировать свои потери за ее счет. Правда, на тот момент конфисковать он грозил только государственную собственность РФ.
В конце марта 2015 г. депутаты возглавляемой Олегом Ляшко «Радикальной партии» вновь предложили национализировать российское имущество и зарегистрировали в Верховной раде соответствующий законопроект. К этому времени Россия на законодательном уровне уже была признана на Украине «страной-агрессором», и правовых оснований для конфискации российского имущества прибавилось. Радикалы предлагали национализировать не только государственную, но и частную собственность: движимое и недвижимое имущество, банковские вклады, ценные бумаги и другие активы, которые расположены на территории Украины и принадлежат «государству-агрессору и его резидентам». Никакой денежной компенсации за национализацию имущества, как подчеркивала украинская пресса, Москва не получит, пока не остановит свою «военную агрессию».
Офисы Сбербанка и других российских банков неоднократно подвергались на Украине атакам радикалов. Теперь в Киеве грезят об их национализации
Проблем с поиском объектов для национализации украинские власти не испытывали. На 2015 г. российские государственные и частные компании располагали на Украине большими активами, которые при желании можно было изъять в качестве компенсации за Крым и Донбасс. Работавшие в стране российские банки – Сбербанк, ВЭБ, ВТБ, Альфа-банк и т.п. – контролировали до 12% украинского банковского рынка. Российским компаниям принадлежали два крупнейших украинских оператора мобильной связи – МТС-Украина и «Киевстар», который через «Вымпелком» контролировался «Альфой-групп» Михаила Фридмана. Российским собственникам принадлежали до 30% акций областных энергетических предприятий. Крупные активы имели «Росатом», «Евраз», «Русал» и «Трансмашхолдинг». Кроме того, российским предпринимателям принадлежал ряд крупных украинских отелей.
В зависимости от методики подсчетов общая стоимость принадлежащего России и ее резидентам на Украине имущества оценивалась по-разному. Если украинские экономисты, по данным прессы, приводили цифру в 3-4 млрд. долл., то российские эксперты считали, что российское имущество, производственные активы и выданные Украине кредиты "тянут" на 30 млрд. долл. По некоторым подсчетам, за четверть века после распада СССР Россия в общей сложности инвестировала в экономику соседней страны около 50-60 млрд. долл. Именно в эту сумму эксперты и оценивали потенциальные потери России и ее компаний в том случае, если Киев все же решиться на национализацию. Очевидно, что даже частичное изъятие российской собственности могло бы оказаться весьма чувствительным для государства, не говоря уже о располагающем гораздо меньшим запасом финансовой прочности частном бизнесе.
Предчувствуя, что ничем хорошим столь воинственная риторика официального Киева не закончится, российские собственники от своих украинских активов поспешили избавиться. Одним из первых свой здешний бизнес продал «Лукойл», который словно предвидел итоги евромайдана и продал свои украинские нефтеперерабатывающие заводы еще в 2013 г., а сеть АЗС – в 2014 г. Но уйти получилось далеко не у всех. Так, от своих украинских активов несколько раз пытался избавиться Сбербанк. Однако все попытки продать банковский бизнес украинским или зарубежным компаниям окончились для крупнейшего российского банка неудачей.
При этом российские банки уже находятся под санкциями. В 2017 г. Киев ввел официальные санкции против работающих на Украине Сбербанка, ВТБ, БМ Банка, принадлежащего ВТБ, Проминвестбанка, который является дочерним предприятием Внешэкономбанка, и львовского VS банка. Им запрещены любые операции с аффилированными лицами, включая головные структуры. Запрет касается и вывода денег с Украины. Поскольку же прибыльность банковского бизнеса здесь оставляет желать лучшего, банки стали испытывать трудности с докапитализацией, которую они ранее были вынуждены проводить из-за убыточности украинских филиалов. Результат не заставил себя долго ждать. По данным Нацбанка Украины, БМ Банк и Проминвестбанк вошли в число 10 наиболее убыточных.
Неизбежные негативные последствия, которые национализация российских активов принесет украинской экономике, заставляют экспертов предположить, что Киев на это все же не решится. Во-первых, от конфискации российских предприятий больше всего пострадают их местные филиалы. На украинские банки и сейчас невозможно найти покупателей, а в случае перехода в госсобственность они могут просто прекратить свою деятельность, в результате чего страна лишиться банковских активов, налогов и рабочих мест. Промышленные предприятия после национализации могут попросту потерять свой основной рынок сбыта в РФ, благо многочисленные прецеденты такого рода за последние годы уже были. Во-вторых, конфискация российских активов однозначно негативно повлияет на приток иностранных инвестиций из других государств, так как вкладывать деньги в страну, где законом не гарантировано право частной собственности, никто в здравом уме не будет.
Следует в то же время учитывать, что юридически национализировать российские активы Украине особо ничего не мешает. В международном праве этот вопрос никак не регулируется, а прецеденты такого рода в истории уже были. Так, Куба в 1960 г. национализировала собственность 26 американских компаний, выдав им в качестве компенсации облигации со сроком погашения в 50 лет и начислением 2% годовых. Причем Киев какие бы то ни было компенсации России, очевидно, считает излишними, о чем прямо говорят отдельные варианты законопроектов.
В ответ Украина наверняка столкнется с многочисленными исками российских компаний в международных судах, но разбирательства по ним могут длиться десятилетиями и особого результата не принести. Киев же получит повод еще раз громко заявить на весь мир, что находится в состоянии войны с «государством-агрессором», которая, мол, и породила все экономические и социальные проблемы послемайданного периода.
_________________________
Фото https://www.kp.ru/daily/26652/3673441/
Ритм Евразии. 17.05.2018