В Армении может быть сформировано «правительство меньшинства»
Саркис Мартиросян
Внутриполитический кризис в Армении после отставки 23 апреля Сержа Саргсяна с поста главы правительства подойдет к некоему промежуточному финалу 8 мая, когда парламент страны должен будет выбрать нового премьер-министра. Если этого не произойдет, то Национальное собрание должно быть распущено с назначением внеочередных парламентских выборов, которые должны быть проведены в 40-дневный срок. Речь идет о достаточно жестких временных рамках, и по большому счету политические силы, за исключением одной-двух, пока не готовы к такому ходу событий.
Вернемся на несколько дней назад в 1 мая, когда парламент в течение почти 10 часов выбирал нового главу правительства. Как и на повторное голосование 8 мая, на этот пост была выдвинута только одна кандидатура руководителя парламентской фракции «Елк»/ «Выход» (9 мандатов) Никола Пашиняна. Также он является лидером многотысячного уличного и митингового движения протеста, которое стартовало в конце марта и в итоге привело к отставке Саргсяна. Дебаты в парламенте были жаркими, Пашиняна поддерживали фракции «Блок Царукяна» (31 мандат) и АРФ-Дашнакцутюн (7 мандатов). Последняя во время апрельских событий вышла из коалиции с Республиканской партией Армении (РПА). Впрочем, парламентская фракция РПА по-прежнему самая многочисленная в парламенте и имеет в своем активе 58 мандатов, т.е. держит «контрольный пакет».
Несмотря на разнополюсные позиции по кандидатуре кандидата в премьеры и крайне острую внутриполитическую ситуацию, следует отметить, что весь процесс прошел строго в рамках регламента и парламентской процедуры, без использования непарламентских выражений и действий. В результате 1 мая стороны остались «при своих»: 45 – «за» Пашиняна и 55 – «против» (за одним исключением – все депутаты от Республиканской партии).
В ответ на это 2 мая собравшиеся под протестными лозунгами Пашиняна ответили «политическим цунами»: всеобщей забастовкой, тотальной блокадой транспортных коммуникаций и 75-тысячным митингом на площади Республики. В итоге давление улицы привело к тому, что парламентская фракция РПА, видимо, проконсультировавшись с председателем партии экс-президентом и экс-премьером С.Саргсяном, приняла решение, суть которого сводится к следующим основным тезисам:
- премьер-министр будет избран 8 мая конституционным путем;
- фракция РПА не будет выдвигать своего кандидата в премьер-министры;
- фракция РПА поддержит кандидатуру премьер-министра, выдвинутую 1/3 парламента (таково требование конституции накануне повторной попытки избрать премьер-министра).
При этом республиканцы призвали незамедлительно прекратить неприемлемую ситуацию, открыть улицы и магистрали столицы и республики, срочно прекратить очередную блокаду аэропорта, прекратить пропаганду политической нетерпимости и вернуться в поле необходимых действий, предполагаемых конституционным путем.
В ответ на это заявление протестное движение было по призыву Пашиняна приостановлено. 3 мая столица и вся страна вернулись к своей обыденной жизни: заработали административные учреждения, предприятия и торговые центры, бесперебойно стал работать общественный транспорт, в аудитории вернулись студенты и школьники старших классов. В этот же день стартовал очередной переговорный процесс между различными парламентскими фракциями. Как и предполагалось, представители «Блока Царукяна», АРФ-Дашнакцутюн и «Елк» собрали необходимое число подписей за выдвижение кандидатуры Пашиняна в премьер-министры и соответствующим образом зарегистрировали ее. Сам Н.Пашинян встретился с руководителем парламентской фракции РПА Ваграмом Багдасаряном, который подтвердил все тезисы заявления фракции от 2 мая.
При этом нельзя исключать, что накануне голосования РПА может принять иное решение, а именно: зарегистрировать второго кандидата в премьер-министры от большинства. Скорее всего, он может быть беспартийным.
Постараемся понять логику действия в складывающейся ситуации основных сил, представленных в парламенте. Так, РПА, сохраняющая в Национальном собрании «контрольный пакет», не заинтересована в скором проведении досрочных выборов, т.к. после апрельских событий вероятность ее даже относительного успеха на них невысока. В сложившейся ситуации часть депутатов-республиканцев действительно могут поддержать своими голосами избрание премьер-министром Пашиняна. В случае его избрания вполне вероятна ситуация, когда в Армении может быть сформировано «правительство меньшинства», т.е. РПА, исходя из своих интересов, может временно передать «руль управления» Пашиняну и поддерживающим его парламентским фракциям. Затем, в удобный для себя момент, она может заблокировать любой правительственный законопроект, поставить вопрос о вотуме доверия правительству и в дальнейшем пойти на досрочные парламентские выборы в более выгодных для себя условиях.
В свою очередь, парламентское меньшинство и возможное «правительство меньшинства» Пашиняна, если он будет избран премьер-министром, скорее всего, будет придерживаться тактики на раскол парламентской фракции РПА. Такие «трещины» уже проявились по итогам заседания 1 мая, когда один из депутатов-республиканцев, несмотря на решение фракции, поддержал своим голосом Пашиняна, а другой написал заявление об отставке. При этом были «перебежчики» и в другую сторону. Так, депутат от парламентской фракции АРФ-Дашнакцутюн Агван Варданян заявил, что, несмотря на решение фракции, он ни при каких обстоятельствах не отдаст свой голос Пашиняну, т.к. считает его явно неготовым к управлению государством. Действия А.Варданяна, который даже выразил готовность сложить с себя депутатские полномочия по требованию партии, стали маленькой сенсацией пленарного заседания 1 мая, т.к. дашнаки известны своей абсолютно жесткой партийной дисциплиной.
Таким образом, в сложившейся непростой ситуации, а также в ближайшие дни, если программа «правительства меньшинства» получит одобрение парламента, чрезвычайно важную роль будет играть внутрифракционная и внутрипартийная дисциплина. И если возможны «трещины» в рядах АРФ-Дашнакцутюн, то они вполне возможны и в других фракциях, что делает расстановку сил еще более трудно прогнозируемой.
Целью парламентских фракций блок «Царукян» и АРФ-Дашнакцутюн является вхождение в состав «правительства меньшинства», а также внесение изменений в Избирательный кодекс. Главное требование здесь состоит в исключении из избирательного законодательства рейтингового голосования, которое является своеобразным компонентом мажоритарной системы. Перехода к полностью пропорциональной системе голосования армянская оппозиция добивается с начала 2000-х годов, т.к. она полагает, что мажоритарная система выборов либо ее элементы в условиях Армении несут очень большие коррупционные риски, что в итоге приводит к низкой легитимности выборных органов. Отметим также, что блок «Царукян» является сегодня единственной политической силой в стране, которая демонстрирует высокий уровень готовности к внеочередным парламентским выборам по любому избирательному законодательству, т.к. имеет устойчивую поддержку со стороны свыше 25% избирателей. Этим блок отличается даже от блока «Елк», который также стремится к досрочным выборам, но уже по обновленному Избирательному кодексу.
События, происходящие сегодня в Армении, являются предметом анализа многочисленных экспертов. Некоторые из них, на наш взгляд, вполне справедливо указывают на то обстоятельство, что первопричиной кризиса стали инициированные в 2013 году конституционные изменения, вызвавшие неоднозначную реакцию в армянском обществе и неоднократно рассматривавшиеся авторами «Ритма Евразии» под критическим углом. По итогам декабрьского референдума 2015 года система управления страной была преобразована из президентско-парламентской в парламентско-президентскую в угоду сохранения власти за одним человеком. Что он при этом обещал, теперь не столь уж важно, так как обещаний своих не выполнил, что в значительной степени спровоцировало волну массовых протестных акций.
Основой парламентских республик является сформировавшаяся многопартийная система, каковой в Армении пока нет. Так, РПА находится в составе парламентского большинства с 1995 года, а у власти с 1999 года. Почти 20 лет по итогам всех парламентских выборов серьезной ротации парламентского большинства не происходило, что не способствовало становлению устойчивой многопартийной системы. Имела место только ротация парламентского меньшинства. Уход с политической арены первого лица, под которого, несмотря на благозвучные лозунги о «парламентской демократии» и «следования европейским нормам», в реальности проводилась конституционная реформа, привел к жёсткому политическому кризису. Находящаяся в процессе перманентного реформирования система власти оказалась к нему попросту не готовой.
Как нам представляется, в том, что касается первопричин событий в Армении, весьма интересным является мнение президента Беларуси Александра Лукашенко, высказанное в его Послании белорусскому народу и Национальному собранию 24 апреля (на следующий день после отставки премьер-министра С.Саргсяна). Процитируем белорусского лидера: «…еще раз обещаю вам: я никогда не поставлю вас и специалистов, судей, народ перед выбором изменения конституционных основ государства под какую-то личность. Никогда этого не будет! Опять же, на злобу дня, в этом убеждают, и мы это видим на примере Армении. Если уж под кого-то надо было изменить конституцию, надо было честно поступить. Мы когда-то этим путем пошли, когда сняли ограничения для избрания президента. И не надо было переводить парламентскую республику в президентскую, президентскую в парламентскую, а потом неизвестно во что. Вот оно и аукнулось... Я извиняюсь, это, конечно, не мое дело, но поскольку я был вовлечен в этот процесс и мы обсуждали эту проблему, и с президентом бывшим Армении об этом говорили, я свою позицию абсолютно прозрачно высказал. Я говорю: «Надо пойти к народу и сделать открыто и честно – так, так и так. Зачем менять основы страны, ломать страну под личность? А если потом личность "сломается"?» Я только желаю армянскому народу, чтобы он особо не увлекся этой ситуацией. Потому что власть поменять просто, но потом же надо давать результат. И народ будет ждать этого результата. И дай бог, чтобы талантливый, умный, действительно я так думаю, народ Армении справился с этой ситуацией. Потому что Армения находится в нашем союзе, и это не чужая нам страна…»
Когда и какие уроки будут извлечены из кризиса в Армении, пока неясно. Экспертное сообщество в своем большинстве сейчас расколото и поддерживает те или иные политические колонны. В то же время сохраняется надежда на относительную стабилизацию ситуации после 8 мая, что для страны жизненно важно.
Ритм Евразии. 05.05.2018