Треть украинцев хотят покинуть страну
Татьяна Ивженко
В Украине высоки миграционные настроения. Уехать за рубеж хотели бы, по данным разных опросов, до трети населения. Киевский международный институт социологии (КМИС) выяснил, что сейчас уже сидят на чемоданах 7% опрошенных, еще 6% в раздумьях. Среди причин, побуждающих украинцев искать лучшей жизни, называют войну на востоке, экономическую ситуацию в стране. По прогнозу ООН, в Украине к 2050 году может остаться 36 млн жителей.
Координатор организации «Без границ» Максим Буткевич в комментарии «Би-би-си – Украина» отметил, что в украинском обществе снова проявляются признаки разочарованности: «Ничего нельзя изменить». Поэтому многие мечтают уехать. Директор компании Research and Branding Group Евгений Копатько в интервью «РИА Новости – Украина» сказал: «Сегодня подавляющее большинство украинцев стремятся к спокойной, мирной жизни. Люди думают о какой-то стабильности, экономическом благополучии и банальной уверенности в завтрашнем дне».
Сколько украинцев уже уехали на работу за рубеж, официально неизвестно. В Киеве говорят, что речь может идти о 5–7 млн. По данным агентства УНИАН, ситуация уже сказалась на рынке труда в Украине: «С 2013 по 2016 год количество экономически активного населения в возрасте от 15 до 70 лет сократилось с почти 21 млн человек до 18 млн. За тот же период число штатных сотрудников уменьшилось на 2 млн, а самозанятых – на 2,5 млн».
Правительственные чиновники считают, что такая тенденция сохранится и в ближайшие годы, поскольку в Восточной Европе упрощают систему трудоустройства украинцев. Для соседей это дешевая рабочая сила. Для граждан Украины – возможность получать зарплату, которая в два-три раза выше, чем оплата труда на родине. «Эту разницу нельзя так быстро выровнять», – сказал в феврале польскому агентству Polska Agencja Prasowa директор департамента монетарной политики и экономического анализа Национального банка Украины Сергей Николайчук. Он отметил: «Мы посчитали, что за последние два года миграция привела к уменьшению нашей рабочей силы на 5–8% (пусть и не на постоянной основе, но все же). Ранее мы оценивали уменьшение на 3–4%, поэтому пересмотр оценки является весьма существенным».
Кроме того, в Украине уже есть нехватка кадров. Если тенденция сохранится, она будет угрожать нацбезопасности, сказал в комментарии Радио НВ председатель Совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник. Вице-премьер, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко в интервью «Левому берегу» в конце прошлого года признал, что проблема уже существует: «Трудовая миграция, как и миграция вообще, – одна из самых серьезных угроз для государства после военной агрессии России».
Украинское правительство ранее приняло административные решения, которые должны были обеспечить каждому сотруднику официальное трудоустройство. При этом власть установила минимальный размер зарплаты для всех секторов независимо от формы собственности компаний – 3,2 тыс. грн (то есть 123 долл. по нынешнему курсу). Сейчас правительство и президент обещают повысить эту планку еще примерно на 50 долл. в пересчете.
Эксперты неофициально объяснили «НГ», что чем выше уровень минимальной зарплаты и чем больше официально трудоустроенных граждан, тем больше налогов работодатели платят в казну. Государству это выгодно, но не всегда выгодно компаниям, работающим в очень непростых экономических условиях. Председатель Совета Федерации работодателей Олейник в том же интервью отметил, что механическое повышение уровня минимальной зарплаты может преподноситься как стимул для снижения миграционных настроений: «Но расчет «на раз-два – все повысили зарплату» не работает». По его словам, здесь речь идет о системе сообщающихся сосудов: создаются благоприятные условия – растет экономика – увеличивается занятость, производительность труда – повышается оплата.
Эксперты отмечают, что после предыдущего повышения минимальной ставки в Украине выросли тарифы на газ, услуги ЖКХ, это повлекло за собой повышение цен на товары и услуги. В итоге уровень жизни реально не повысился. Хотя по сравнению с 2014 годом, когда состоялись внеочередные перевыборы украинской власти, началась война в Донбассе, и общая ситуация, и настроения людей несколько выровнялись. Но уровень тревожности в обществе остается высоким, отметил социолог Копатько: «Отмечается резко пессимистичный взгляд на будущее – личное и государства в целом. На сегодняшний день около 60% граждан считают, что ситуация в Украине развивается в неправильном направлении. Тогда как всего лишь 10% считают, что страна идет в нужном русле».
Это влияет на миграционные настроения. Ранее социологическая группа «Рейтинг» сообщила, что уехать из страны хотят 27%. По данным социологической службы Центра Разумкова, этот показатель составляет 20%, а по данным компании Research & Branding Group – до 33%.
КМИС изучил ситуацию среди тех граждан Украины, которые заявляют, что готовы уехать за рубеж. Выяснилось, что мечты и реальность не совпадают: из 13%, которые намерены уехать в ближайшие полгода или размышляют об этом, только около 60% предприняли конкретные шаги для реализации задуманного.
Некоторые украинцы до сих пор не знают, что безвизовый режим не дает права на трудоустройство в Европе, другие готовы работать нелегально, но как это сделать – не выясняли. Кстати, безвизовый режим, действующий с середины июня 2017 года, не привел к всплеску нелегальной миграции. По данным Госпогранслужбы Украины, с июня по декабрь прошлого года возможностью пересечь границу с ЕС с биометрическим паспортом без визы воспользовались около 400 тыс. украинцев. С января по нынешнее время – еще около 100 тыс.
Нарушать законодательство ЕС, рискуя получить запрет на въезд в будущем, люди не хотят. Тем более что в этом нет смысла: в соседних странах – например, в Польше, Чехии – упрощают законодательство по трудоустройству украинцев. КМИС выяснил, в какие страны хотели бы отправиться те, кто мечтает уехать из Украины. Можно было выбрать не одно направление. В итоге рейтинг получился следующим: Польша (36%), Чехия (12%), Германия (11%), Россия (7%), США (6%), Италия (5%), Канада (3%), Венгрия и Франция (по 2%), Израиль (1%).
Социологи выяснили, что больше всего желающих эмигрировать среди людей, которые ищут работу (20%), студентов (15%), самозанятых (малый и средний бизнес) – 14%. Оказалось, что чемоданные настроения более свойственны мужчинам (11%), нежели женщинам (4%); молодежи (среди респондентов 18–29 лет – 15%, 30–44 года – 10%, 45–59 лет – 6%). Кроме того, обнаружилась связь между миграционными настроениями и уровнем образования: «Люди с высшим образованием более охотно рассматривают возможность выезда за границу на длительный срок – среди них 10% задумываются о такой перспективе. Среди людей с полным средним или средним специальным образованием таких 7 и 6% соответственно. А среди людей с образованием не выше неполного среднего – всего 2%».
Завсектором миграционных исследований Института демографии и социальных исследований Алексей Позняк считает, что большинство украинцев мечтают о дальних краях, не вставая с дивана. «Но эмиграционный потенциал – это всегда сигнал для власти. Это реакция на ухудшение экономической и политической ситуации в стране, когда человек не видит свою жизнь в таких условиях», – сказал он «Би-би-си – Украина».
Независимая газета. 22.05.2018