Таджикистан–Белоруссия: насколько стратегично партнерство?

Михаил Петрушков

Александра Лукашенко всегда с огромной теплотой и радостью встречают в Таджикистане, о чем в ходе недавнего визита президента Белоруссии наглядно свидетельствовало красочное оформление протокольных трасс и площадей столицы с использованием государственной символики РБ.

Отношения обеих стран на протяжении всей истории независимости – партнерские, взаимоотношения лидеров, находящихся во главе своих государств на протяжении четверти века – ровные и уважительные. Многолетняя личная дружба президентов известна далеко за пределами постсоветского пространства, поэтому никого не удивило то, что Эмомали Рахмон встречал и провожал своего белорусского коллегу в аэропорту г.Душанбе лично.

Справедливости ради отметим, что, в отличие от мартовского визита президента Узбекистана Шавката Мирзиеева, который готовился на протяжении долгого времени и ожидался не только дипломатами и экспертами, но и самыми широкими слоями граждан обеих стран, визит лидера Белоруссии изначально не вызывал такого ажиотажа. Конечно, рядовых граждан очень удивили интенсивные дорожные работы и благоустройство прилегающих к международному аэропорту территорий в те дни. Подобные хлопоты накануне визитов глав иностранных государств – не частое явление. Однако не исключено, что это простое совпадение.

Сам приезд лидера РБ большинство экспертов относят к разряду визита вежливости, последовавшего вслед за официальным визитом Э.Рахмона в Минск в декабре прошлого года. Именно тогда стороны договорились об ответном визите. Резюмируя итоги встречи с таджикским коллегой, лидер Белоруссии заявил тогда: «Самое главное – мы договорились, что в ближайшее время, может быть, весной организуем в Таджикистане масштабную выставку наших компаний и предприятий. С таким расчетом, чтобы вместе с вами выйти на афганский и пакистанский рынки».

И слово свое сдержал: национальная выставка Белоруссии в Таджикистане стала самой масштабной среди подобных за последние годы, таджикско-белорусский бизнес-форум вызвал огромный интерес в бизнес-сообществе РТ и ряда соседних государств. Главы двух государств торжественно открыли цех по сборке сельскохозяйственной техники в г.Гиссаре.

Кроме того, принято совместное заявление, подписана «дорожная карта сотрудничества» на 2019-2020 гг., ряд других двухсторонних документов. Главным рефреном в эти дни стало словосочетание – стратегическое партнерство.

Насколько декларации соответствуют суровой действительности? Каковы оценки на этот счет независимых экспертов?

Как показывают публикации в прессе, особой эйфории нет. Наиболее скептичными оказались белорусские СМИ, доминантой выступлений которых стала мысль о Таджикистане в духе «это уже по большому счету не наш регион».

Экономист Ярослав Романчук, анализируя состояние экономических отношений между РТ и РБ, с грустью констатирует: «…если в нашей стране экспорт товаров 30 миллиардов долларов, а доля Таджикистана менее 0,1%, то по сути сотрудничества нет». Сам визит А.Лукашенко белорусский эксперт характеризует как «дань моде и попытку пролоббировать интересы наших производителей».

Не менее скептично настроены и другие белорусские эксперты, считающие, что стратегическое партнерство двух стран – скорее декларация, чем реальность.

Таджикские официальные лица и независимые эксперты, в отличие от белорусских коллег, не столь категоричны, так как связывают и с Белоруссией, и с А.Лукашенко свои ожидания на индустриально-техническое развитие и возвращение Таджикистану статуса индустриально-аграрной страны (как это было при Советском Союзе).

Необходимо отметить, что у Лукашенко и его страны – высокий авторитет у широких слоев населения Таджикистана. Людям очень импонирует то, что белорусы смогли не только сохранить промышленность и сельское хозяйство, которыми славилась республика при Союзе, но и приумножить лучшее, внедряя во все сферы экономики инновации. И это на фоне отсутствия у Минска сверхдоходов от добывающих отраслей промышленности, что очень актуально для Таджикистана, также не имеющего их, в отличие от России, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана.

Один из ведущих таджикских экспертов, заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ Одил Сангов так прокомментировал причины высочайшего интереса к Белоруссии со стороны местного бизнес-сообщества: «Таджикским предпринимателям интересно получить опыт белорусских коллег в переработке сельскохозяйственной продукции, очень интересны техника и технологии, которые производят белорусские партнеры».

И это закономерно, так как только потребность в тракторах для пополнения парка сельхозтехники (на минимальном уровне), которыми славится РБ, оценивается специалистами Минсельхоза Таджикистана в 10 тысяч единиц. И производить их, естественно, выгоднее на таджикских заводах, а не экспортировать из соседних стран.

Огромные надежды связывают таджикистанцы с поставками выпускаемых в Белоруссии самосвалов особо большой грузоподъемности – легендарных БЕЛАЗов, необходимых для строительства Рогунской ГЭС и развития горнодобывающей промышленности страны. Это подчеркнул в своем выступлении упомянутый выше О.Сангов: «Мы хотели бы видеть взаимодействие горнодобывающих компаний с белорусскими машиностроителями». Кроме этих сфер кооперации, традиционно высок интерес к белорусским продуктам питания, которые ввиду более высокого качества могут заменить на местном продуктовом рынке изделия из России, Украины и других стран ближнего и дальнего зарубежья.

Таджикско-белорусский бизнес-форум прошел с участием деловых кругов Афганистана, Пакистана и Узбекистана

В общем, многое спланировано, обговорено, но еще больше предстоит сделать и желательно в самое ближайшее время.

Что же осталось за рамками бизнес-форума, грандиозной выставки, подписанных договоров и заявлений официальных лиц? И самое интересное: о чем же вели беседу лидеры двух стран в формате «один на один»?

Конечно же, утверждать что-то можно лишь с огромной долей вероятности, так как исчерпывающий ответ знают только два человека, которые и вели переговоры. Однако эксперты, зная президента Белоруссии как человека дальновидного, стратегически мыслящего, умеющего просчитывать наперед риски и упреждать неблагоприятное развитие событий, считают, что визит А.Лукашенко связан, прежде всего, с изменением геополитического расклада в Центральной Азии. Белорусский лидер, привыкший «держать руку на пульсе», просто не мог не воспользоваться возможностью увидеть эти сдвиги собственными глазами.

Так, соглашаясь с тем, что доля Таджикистана во взаимном торговом обороте с РБ пока минимальна, таджикские эксперты уверены: это не будет вечно. После прихода Ш.Мирзиеева к власти в Узбекистане эта страна стремительно выдвигается в число геополитических лидеров в Центральной Азии, и именно Таджикистан может стать для Белоруссии «воротами» в Узбекистан.

Кроме того, именно Таджикистан ввиду территориальной близости к Афганистану, Пакистану и другим странам региона рассматривается Минском в качестве опорной площадки для сборочного производства и экспорта туда белорусской продукции.

За долгие годы А.Лукашенко усвоил важнейший урок, который ему преподносили западные страны: в любой момент их «милость» сможет смениться на «гнев» и санкции, а следовательно, необходимо диверсифицировать экспортные потоки. И Таджикистан, как считают эксперты, может стать одним из таких каналов экспорта-реэкспорта белорусских товаров, особенно промышленных, обладающих слабыми конкурентными преимуществами на европейских рынках.

Лидер Белоруссии учитывает и интеграционные процессы, направленные на создание союза пяти государств Центральной Азии. Хоть этот проект и вызывает большой скепсис у многих экспертов, тем не менее лучше в формате «5+1» место «единички» занять Белоруссии, нежели отдать эту возможность другим государствам.

Кроме того, лидер Белоруссии известен своими способностями создавать союзы и альянсы. Об этом таланте белорусский политический обозреватель Роман Яковлевский говорит так: у нас «стратегическое партнерство» почти со всеми странами. Как известно, Таджикистан и Беларусь были и являются участниками многих интеграционных инициатив, таких как СНГ, ШОС, ОДКБ, ушедший в небытие ЕврАзЭС, китайская инициатива «Один пояс – один путь» и других. Во всех этих союзах и объединениях Белоруссии нужны верные партнеры и союзники для того, чтобы отстаивать свои интересы. Душанбе в этом смысле – одна из точек опоры для Минска.

В частности, и Белоруссия, и Таджикистан придерживаются политики не только сохранения СНГ, но и усиления его потенциала как структуры, доказавшей свою жизнеспособность и эффективность. И переговоры двух лидеров в закрытом формате, возможно, как раз и были посвящены сверке позиций и выработке скоординированной линии на предстоящем в сентябре нынешнего года саммите глав государств СНГ.

Так что сотрудничество двух стран явно стремится достичь уровня стратегического.

________________________

Фото https://adt.by/sborochnoe-proizvodstvo-belorusskoj-sel-hoztehniki-tkryli-v-tadzhikistane/

Ритм Евразии. 29.05.2018

Читайте также: