Польша нашла нарушения в кредитах на «Северный поток-2»
Юрий Барсуков
Польский антимонопольный регулятор UOKiK начал дело в отношении «Газпрома» и его европейских партнеров по проекту «Северный поток-2». По мнению UOKiK, компании нарушили запрет регулятора на создание совместного предприятия, выданный в августе 2016 года. Хотя европейские компании так и не стали акционерами в Nord Stream 2 AG, польский регулятор считает, что предоставление европейскими компаниями кредитов «Газпрому» в рамках этого проекта нарушает антимонопольное законодательство.
Польские власти предпринимают очередную попытку затруднить проект «Северный поток-2». Местный антимонопольный регулятор UOKiK объявил в среду, что начинает расследование в отношении «Газпрома» и пяти европейских компаний — Shell, Engie, Wintershall, Uniper и OMV. В конце 2015 года эти компании запросили в UOKiK разрешение на создание совместного предприятия по «Северному потоку-2» — предполагалось, что европейские компании получат по 10% в проектной компании Nord Stream 2 AG (Швейцария), тогда как у «Газпрома» останется 50%. Подача запроса была вызвана тем, что у «Газпрома» и Shell есть существенный бизнес в Польше, аналогичные разрешения были запрошены и в других странах. Однако польский регулятор де-факто запретил сделку.
В итоге европейские компании не смогли стать акционерами Nord Stream 2 AG, однако в апреле 2017 года заключили с «Газпромом» соглашение о финансировании проекта и стали его кредиторами. На данный момент эти пять компаний выдали на проекты бридж-кредиты на €1,5 млрд, при этом 100% акций Nord Stream 2 AG находятся в залоге по этим и будущим кредитам.
Но UOKiK счел, что заключение соглашения о финансировании проекта вместо вхождения в капитал проектной компании является «очевидной попыткой» обойти запрет регулятора. «На самом деле цель обоих мероприятий была одинаковой. Как создание совместного предприятия, так и заключение последующих соглашений было в основном направлено на финансирование строительства Nord Stream 2»,— говорится в сообщении UOKiK. Регулятор напоминает, что за нарушение предписания регулятора в сфере слияний он может оштрафовать компании в размере до 10% от выручки (на рынке, где совершено нарушение), а также применить другие меры — обязать продать активы, разделить бизнес и т. д.
Впрочем, помешать непосредственно проекту «Северный поток-2» решение UOKiK едва ли способно, поскольку газопровод не проходит по территории или водам Польши.
Операции по финансированию проекта также осуществляются в других странах: сама Nord Stream 2 AG зарегистрирована в Швейцарии, как и финансирующая проект структура Shell, аналогичные структуры Wintershall, Uniper и OMV зарегистрированы в Нидерландах. Таким образом, UOKiK, видимо, теоретически может наложить штраф на польский бизнес «Газпрома» или Shell, а также может попытаться добиться обеспечительных мер, приостанавливающих строительство газопровода или его финансирование, в других странах ЕС, но для этого польскому регулятору придется доказать свою правоту в судах этих стран.
«В ЕС есть национальное и наднациональное антимонопольное право. Если польский регулятор наложит штраф или какие-то структурные меры в рамках своих полномочий, то пострадавшие компании смогут обратиться в местный суд, которая может пересмотреть решение UOKiK»,— считает управляющий партнер УК «Право и бизнес» Александр Пахомов. Если польские суды встанут на сторону регулятора, у компаний будет возможность передать спор в суд ЕС. Юрист отмечает, что «формально юридически компании ничего не нарушили, поскольку регулятор запретил создавать совместное предприятие, а они договорились о предоставлении кредитов, это другие правоотношения».
Польша последовательно выступает против «Северного потока-2», пытаясь приостановить его всеми возможными средствами. Так, власти страны активно поддерживают принятие поправок к газовой директиве ЕС, которые распространяют правила Третьего энергопакета на морские газопроводы. Проект поправок предусматривает наиболее жесткое регулирование для новых проектов, тогда как для уже введенных в эксплуатацию газопроводов возможны различные исключения. Поскольку «Газпром» собирается ввести Nord Stream 2 в эксплуатацию в четвертом квартале 2019 года, оппоненты проекта стараются ускорить принятие директивы, однако пока процесс идет медленно. Таким образом, если UOKiK удастся своим расследованием хотя бы замедлить строительство «Северного потока-2», это уже помогло бы властям Польши в их усилиях.
Ранее Варшава уже поступала сходным образом, подав два судебных иска в попытке оспорить расширенный доступ «Газпрома» к газопроводу Opal: наложенные в декабре 2016 года по ходатайству Польши и структуры польской госкомпании PGNiG обеспечительные меры, хотя в итоге и были отменены, в течение полугода мешали «Газпрому» использовать Opal на полную мощность.
Коммерсант. 09.05.2018