В Донбассе завершается АТО и стартует операция Объединенных сил
Татьяна Ивженко
Со следующей недели Украина начнет в Донбассе новую операцию. В Киеве уверяют, что изменится только система управления войсками, но наступательные действия не планируются. В ДНР/ЛНР опасаются атаки. В конце апреля ситуация в регионе резко обострилась. Число обстрелов возросло до показателей, близких к определению «активные боевые действия».
Обострение зафиксировали по обе стороны от линии разграничения. Донецкое агентство новостей сообщило, что 24 апреля «со стороны ВСУ зафиксировано 25 нарушений режима прекращения огня». На следующий день – 43. В сообщении Луганского информцентра говорится, что по позициям защитников республики наносилось менее 10 ударов в сутки.
Украинский пресс-центр штаба АТО сообщил, что по позициям ВСУ было нанесено 44 удара 23 апреля, 69 ударов 24 апреля и 76 ударов 25 апреля. В сводках украинской стороны ежедневно подробно перечисляются точки, по которым наносился огонь, а также применяемое противником оружие. Сказано, что защитники ДНР/ЛНР задействовали «122-мм артиллерию, 120-мм и 82-мм минометы и гранатометы, крупнокалиберные пулеметы». 24 и 25 апреля число раненых военнослужащих ВСУ, по официальной информации, составило по 11 человек в сутки.
На ситуацию отреагировало Министерство иностранных дел Украины. Спикер ведомства Марьяна Беца обратила внимание на эскалацию на востоке и обвинила в этом Россию. «Санкции нужно усилить», – написала она в соцсети, адресуя эти слова, видимо, западным партнерам Украины.
Между тем некоторые эксперты в Киеве допускают, что ситуация в Донбассе обострилась как раз из-за давления Запада. В этой связи в Киеве говорят об угрозах со стороны США, резких заявлениях, прозвучавших в Торонто на встрече министров иностранных дел «большой семерки», а также о принятой на этой неделе резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).
Напомним, в ПАСЕ рассматривали доклад «О чрезвычайном положении и отступлении от Конвенции о правах человека». По настоянию украинской делегации была внесена поправка. Депутаты Верховной рады приводят формулировку «война России против Украины в Донбассе». И считают, что тем самым ПАСЕ поддержала и официально утвердила позицию Киева. Как заявил руководитель украинской делегации в ПАСЕ Владимир Арьев, принятая резолюция означает, что Запад признает: «Никакой гражданской войны в Украине нет – есть российская агрессия и оккупация».
В Украине восприняли новость как свою дипломатическую победу. Арьев написал в соцсети, что решение ПАСЕ «в перспективе углубит ответственность России за нарушение норм международного права». Депутаты отмечают, что в ПАСЕ признали осуществление Россией «эффективного (то есть действительного) контроля в неподконтрольных Украине районах Донбасса». Член украинской делегации Борислав Береза пояснил: «Теперь если есть нарушение прав или свобод человека на территории ОРДЛО (отдельных районов Донецкой и Луганской областей. – «НГ»), то вся ответственность – на России как на стране-оккупанте». Владимир Арьев считает, что ПАСЕ признала Россию ответственной вообще за все, что происходит на территории ДНР/ЛНР, начиная от совершенных преступлений и заканчивая социальным обеспечением и гуманитарной ситуацией.
В начале с.г. Верховная рада утвердила такой же подход украинской стороны в законе о стратегии действий Украины в Донбассе (о деоккупации, о реинтеграции). Этим документом Киев снял с себя ответственность за ситуацию в районах, которые не контролирует. Признал их «временно оккупированными». Соответственно Россия была названа «государством-агрессором», а руководство ДНР/ЛНР – «оккупационными администрациями».
В отличие от 2014 года речь о «террористах» уже не шла. Поэтому закон о новой стратегии действий Украины в Донбассе определил отмену режима антитеррористической операции (АТО). Вместо нее утверждена операция Объединенных сил (ООС). Ее начало назначено на 30 апреля.
Если раньше действиями ВСУ в Донбассе формально руководила СБУ, то теперь управление переходит к специально созданному штабу, который будет дислоцирован в зоне проведения операции (а не в Киеве, как было до сих пор). Командующим Объединенных сил, принимающих участие в ООС, стал генерал-лейтенант Сергей Наев, который имеет опыт боевых действий в Донбассе.
Источники в Генштабе ВСУ сообщили газете «Сегодня», что на этой неделе руководство уже отправилось в Донбасс: "Направлены в те места, где находятся оперативно-тактические подразделения. Это позволит быстрее реагировать на угрозы со стороны противника… Не будет тратиться время на ожидание приказа, согласование действий по телефону и т.п.".
Переформатирование операции само по себе не разрешит конфликт в Донбассе, сказал в комментарии изданию «Слово и дело» директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский. Он отметил, что ранее в руководстве операцией в Донбассе была неразбериха: «Вроде руководит Антитеррористический центр (СБУ. – «НГ»), а основные задачи ложатся на Генштаб (ВСУ. – «НГ»), в итоге непонятно, кто кому подчиняется, каков порядок прохождения всех распоряжений, кто кем руководит…» Новый формат позволяет установить четкую иерархию и упростить процедуры: «То есть в случае возникновения любых непредвиденных ситуаций (действий противника) время реагирования заметно снижается».
Но в целом ситуация в Донбассе останется неизменной, пока в регион не войдет международная миротворческая миссия, которая сможет взять под контроль участок украинско-российской границы, считает Сунгуровский.
Еще один эксперт, попросивший не упоминать его имени, сказал «НГ», что это решение целиком и полностью зависит от России: «Допустим, российское право вето в Совбезе ООН (на украинский вариант резолюции о мандате миротворческой миссии. – «НГ») теоретически можно обойти – принять решение на Генассамблее ООН. Но требуется еще согласие российской стороны на размещение миротворцев, то есть иностранных военнослужащих, на границе РФ. Без принципиальных уступок с украинской стороны такого согласия не будет. Уступки, о которых говорит Россия (сохранение ДНР и ЛНР в статусе автономных образований, оказывающих влияние на решения центральной украинской власти), невозможны, исключены – по крайней мере до президентских выборов 2019-го».
Ранее политолог Владимир Фесенко в комментарии украинским СМИ прогнозировал, что до 2019-го ситуация в Донбассе вряд ли может быть урегулирована. Украинский дипломат, экс-представитель Украины в политической подгруппе на переговорах в Минске Роман Безсмертный в интервью «Левому берегу» сказал, что изменение формата военной операции не изменит ситуацию в целом. Он не исключил нового витка обострения. В то же время он подчеркнул, что выход из ситуации лежит только в политической плоскости. Но Украина, по его словам, пока не предложила свой план решения проблемы Донбасса.
Независимая газета. 27.04.2018