Украина готовится к отмене АТО
Татьяна Ивженко
Верховная рада только вчера собралась официально разрешить задействовать ВСУ «для отражения и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях». Соответствующий законопроект депутаты должны были рассмотреть вечером. Ранее возникали споры о том, на каких основаниях украинская армия участвует в конфликте в Донбассе. Ведь режим военного положения не был объявлен, а антитеррористическую операцию, по идее, должна проводить СБУ.
Осенью прошлого года споры перешли в публичную плоскость. Зампредседателя Верховной рады Оксана Сыроид на одном из заседаний напомнила, что, согласно украинской Конституции, ВСУ могут быть задействованы только после голосования в парламенте. Но для такого решения должны быть основания, предусмотренные законодательством. Военный эксперт Олег Жданов в тот момент прокомментировал ситуацию в интервью радио «Голос столицы»: «О том, что в Донбассе война, надо было заявлять сразу. И я был сторонником с первого дня введения военного положения и узаконивания применения ВСУ».
Но весной 2014 года в Украине обязанности главы государства временно исполнял избранный председателем Верховной рады Александр Турчинов. Он в феврале с.г., выступая свидетелем в суде по делу о государственной измене Виктора Януковича, рассказал, как и почему было принято решение об антитеррористической операции (АТО) в Донбассе. По словам Турчинова, он распорядился подготовить указ главы государства о военном положении: «Но указ не может вступить в силу, если его не одобрит Верховная рада. Поэтому на заседание Совета нацбезопасности и обороны 28 февраля (2014 года. – «НГ») были приглашены лидеры парламентских фракций… Политические лидеры понимали, что российская агрессия может затянуться, а введение военного положения приостановит проведение любых выборов…» Напомним, в тот момент в Украине назначили внеочередные президентские выборы на конец мая. В оставшиеся до голосования три месяца «все время была опасность вторжения России на материковую Украину, пока она считала Януковича легитимным президентом», – пояснил Турчинов.
В то время в Донбасс отправились добровольческие батальоны, которые позже были подчинены официальным силовым структурам – Минобороны и МВД. Когда через три года зампредседателя парламента Оксана Сыроид поставила вопрос о правовых основах участия ВСУ в конфликте, на нее набросились с обвинениями. На том же заседании Верховной рады председатель парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский заявил, что армия может принимать участие в АТО. А тезис о незаконности действий ВСУ «был заброшен из России…».
Вопрос был полностью снят в январе с.г., когда Верховная рада приняла закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей» (так называемый закон о деоккупации или о реинтеграции). Как известно, в этом документе Россия названа «государством-агрессором», неподконтрольные районы Донбасса наряду с Крымом – «оккупированными территориями». Закон ввел также понятие «операция по отражению и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации». Предусмотрено, что в ней могут принимать участие все силовые структуры, объединенные под началом одного специально созданного штаба.
Политический эксперт Дмитрий Снегирев ранее сказал изданию «Главред», что новый закон «не дает «дорожной карты» освобождения территорий и понимания, как будет происходить реинтеграция, а лишь уточняет правовой статус ОРДЛО (отдельных районов Донецкой и Луганской областей. – «НГ») и характер военной операции». Он обратил внимание: «В законе нет четкой формулировки, что в Украине длится война, военный конфликт. Есть понятие об отражении, сдерживании агрессии и обеспечении национальной безопасности и обороны».
Глава МИД РФ Сергей Лавров назвал закон ошибкой. Он предположил, что Киев готовится к силовому сценарию в Донбассе. Выступая в начале месяца на Московской конференции по международной безопасности, Лавров заявил, что украинская власть «саботирует и пытается подвергнуть ревизии Минские соглашения». «Их покровители в США и Европе закрывают на это глаза, одновременно поощряя действия партии войны в Киеве, которая стремится решить проблему Донбасса силовым путем», – считает российский министр.
Президент Петр Порошенко регулярно повторяет, что Киев не намерен предпринимать попытку решить проблему Донбасса силой. В начале апреля, общаясь с украинскими военнослужащими в зоне АТО, он снова повторил, что приоритетом является «освобождение оккупированных территорий политико-дипломатическим путем». Но при этом подчеркнул, что ВСУ должны быть готовы ответить на удар противника: «Нам надо держать порох сухим, нам надо быть готовыми в любую минуту продемонстрировать боевые способности украинских десантно-штурмовых войск».
В последние две недели Украина и военные силы, защищающие ДНР и ЛНР, взаимно подозревают друг друга в подготовке к наступлению. Порошенко сообщил, что в мае официально завершится режим АТО и начнется новая операция – в соответствии с законом о деоккупации. Начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко в интервью Радио «Свобода» пояснил: «Мы перейдем к операции Объединенных сил. Это предполагает четкую структуру системы управления, подчиненность определенных сил и средств военному руководству, создание объединенного оперативного штаба – как основного органа управления этой операцией на территории Донецкой и Луганской областей».
Накануне этого решения в Верховную раду был внесен законопроект о поправках в действующий закон «О Вооруженных силах Украины». За него вчера голосовали депутаты. В статью, в которой подробно изложены причины, по которым могут быть задействованы ВСУ, добавилась формулировка: «Соединения, военные части и подразделения ВСУ могут привлекаться к осуществлению мер правового режима военного и чрезвычайного положения, осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отражению и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях…»
Кроме того, армия может быть задействована в «организации и поддержке движения сопротивления, проведении военных информационно-психологических кампаний, для борьбы с терроризмом и пиратством…». Была дополнена также статья о привлечении армии в мирное время – «для осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отражения и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях».
Эксперты отмечают, что такие уточнения позволяют Киеву применять разные форматы действий в Донбассе. Например, может быть объявлено военное положение, но не на всей территории страны, а в отдельном регионе. В то же время могут проводиться точечные антитеррористические операции – одновременно с новой операцией ВСУ. Оппозиция в Верховной раде еще во время рассмотрения закона о деоккупации (а затем при рассмотрении законопроекта «О национальной безопасности») выражала опасение, что глава государства получает слишком широкие полномочия в применении ВСУ. Впрочем, на вчерашнее голосование это мнение не влияло: законопроект поддерживало большинство депутатов.
Независимая газета. 17.04.2018