Россия и Таджикистан помирились в воздухе
Виктория Панфилова
Авиационные власти РФ и Таджикистана по итогам переговоров в среду в Москве урегулировали конфликт по вопросам организации авиасообщения. По словам представителя Минтранса РФ, «все ранее введенные ограничения сняты», и «стороны подтвердили в полном объеме полеты назначенных перевозчиков не менее чем в рамках зимнего расписания 2017–2018 годов». Более того, в летнее расписание полетов будут добавлены четыре новых направления: Пермь–Душанбе, Жуковский–Куляб, Челябинск–Худжанд и Краснодар–Худжанд.
Результативность прошедших в среду переговоров оказалась неожиданной. В частности, таджикская сторона не ожидала ничего хорошего и больше надежд возлагала на визит в Москву главы МИД республики Сироджидина Аслова. Ситуация в сфере авиасообщения между РФ и Таджикистаном и в самом деле складывалась тяжелая. Стороны не могли договориться об условиях выполнения полетов и уже отменили более 60% рейсов. И это в то время, когда таджикские трудовые мигранты направляются на заработки в Россию. Именно с учетом этого обстоятельства ряд экспертов предполагали, что конфликт носит политический характер.
На переговоры в Москву таджикская делегация прибыла в составе заместителя министра транспорта Шерали Ганджлзода, замдиректора Агентства гражданской авиации Азиза Набизода, представителей МИДа и Минюста. Новый виток конфликта в сфере авиаперевозок начался в конце марта после предложения российской авиакомпании «Уральские авиалинии» запустить новые маршруты из Перми и Челябинска в Таджикистан.
Душанбе отказался принимать новые рейсы, ссылаясь на межгосударственный договор, в котором якобы заложены паритетные условия. Об этом, в частности, заявил местным СМИ сообщил Азиз Набизода: «Таджикские авиакомпании не осуществляют полеты в Пермь и Челябинск, однако Минтранс РФ настаивает на новом маршруте «Уральских авиалиний» в Душанбе из этих городов, что нарушает договоренность о полетах на паритетной основе». Пресс-секретарь Министерства транспорта РФ Тимур Хикматов, в свою очередь, заявил журналистам, что «никакого упоминания о паритете в соглашении о воздушном сообщении и последующих двусторонних договоренностях нет». Он предложил таджикской стороне выполнять подписанные ранее соглашения, «тогда с российской стороны не будет ответных действий в отношении таджикской».
«Душанбе всячески защищает свои бизнес-интересы, пытаясь не допустить на авиарынок страны новых перевозчиков, – сказал «НГ» завотделом Средней Азии и Кавказа Института стран СНГ Андрей Грозин. – У нынешнего конфликта есть субъективная составляющая – это интересы авиакомпаний, которые бьются за выгодные слоты. И объективная – рост региональной конкуренции на рынке авиауслуг. Центрально-Азиатский регион стал одним из крупных мировых рынков потребления авиауслуг. Появление аэропорта Жуковский стало если не отправной точкой, то поводом к «войне авиаперевозок» – и не только с Душанбе, но и с Ташкентом».
«Когда ресурсы конфликтующих стран несоизмеримы, то спор хозяйствующих субъектов может выглядеть как давление сильной стороны на более слабую», – сказал «НГ» политолог Аркадий Дубнов, высказав уверенность в том, что Москва и Душанбе придут к компромиссному решению, а министрам иностранных дел Сергею Лаврову и Сироджидину Аслову, встреча которых запланирована через несколько дней, предстоит искать решения по другим вопросам.
Одной из переговорных тем, по мнению Дубнова, может стать соглашение о реадмиссии. Душанбе препятствует подписанию документа об организованном наборе трудовых мигрантов в Таджикистане для работы на территории РФ. Таджикская сторона готова завизировать этот документ, но при определенных условиях, настаивая, в частности, на подписании с Москвой договора о социальном обеспечении трудовых мигрантов. «Москва в ответ выражает готовность к страхованию трудовых мигрантов при условии, если таджикская сторона возьмет обязательство присылать в Россию здоровых трудовых мигрантов. Но возникает проблема – подтвердить необходимое состояние здоровья с формальной точки зрения будет несложно в Таджикистане», – считает Аркадий Дубнов.
Политолог полагает, что на встрече глав МИДов могут быть рассмотрены предложения российской стороны построить энергетические объекты в Таджикистане, в первую очередь линии электропередачи, которые соединили бы Сангтудинскую ГЭС-1 с Рогунской ГЭС и по которым было бы возможно экспортировать электричество в Афганистан. «Москва взяла на себя определенные обязательства международного характера, в части обеспечения поставок электроэнергии в Афганистан. У нее есть возможности строить эти ЛЭП за счет дивидендов, получаемых от станции «Сангтуда-1», электроэнергия которой на 75% принадлежит России. Но Таджикистан не реагирует на такого рода предложения, опасаясь того, что Россия получит возможность контролировать эту сферу таджикской экономики в течение долгих лет. Душанбе же желает получать субсидии живыми деньгами, как это принято в его отношениях с Китаем», – сказал «НГ» Аркадий Дубнов.
Независимая газета. 05.04.2018