Лукашенко создает комиссии для тунеядцев
Антон Ходасевич
Правительство Белоруссии отдельным постановлением определило, кто такие тунеядцы и как чиновники будут бороться с ними. Фактически в стране появятся некие модифицированные центры занятости с карающими функциями.
Вчера правительство Белоруссии обнародовало два постановления в дополнение к декрету президента о борьбе с тунеядством. Сделать это правительство должно было еще до 1 апреля. Такой срок президент Александр Лукашенко установил своим декретом, который, напомним, отменил уплату налога на неработающих, однако сохранил идею заставить работать всех. Согласно решению президента, главным наказанием для неработающих должна стать обязанность оплачивать полную стоимость тех услуг, которые сейчас полностью или частично оплачивает государство. Чиновники говорили о том, что 100-процентная оплата коснется жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). На экспертном уровне высказывались мнения, что для «тунеядцев могут сделать платными образовательные и медицинские услуги». Общественность выжидала, как же правительство решит эту задачу – найти неработающих граждан и выставить им отдельные счета.
Как следует из подписанного постановления, по полной стоимости неработающим пока будут насчитывать только ЖКУ и плату за пользование жилыми помещениями, если они не приватизированы. Список тех, кого считать тунеядцем, будет формировать постоянная комиссия, специально созданная при местных органах власти. Для этого она будет использовать некую «специальную базу данных». Затем эти списки будут отправляться в расчетные центры, которые начисляют плату за ЖКУ. Раз в три месяца списки будут редактироваться.
Помимо этого в обязанности комиссии входит и профилактика тунеядства. Ее члены, а это работники местного исполкома, должны будут советовать тем, кто не работает, но хочет, как быть. Тех же, кто ведет асоциальный образ жизни, комиссия будет иметь право даже отправить в лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП).
Второе из подписанных постановлений дает ответ на главный вопрос – кого не будут считать тунеядцем. Так, не работать и не считаться социальным иждивенцем смогут инвалиды, матери, воспитывающие детей до 7 лет, ребенка-инвалида до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей, пенсионеры, а также граждане, зарегистрированные в качестве безработных. Кроме этого, в течение полугода со дня увольнения к числу тунеядцев не будут относить граждан, «потерявших работу по уважительным причинам».
Как писала «НГ» ранее при прежней редакции декрета «О социальном иждивенчестве», или в просторечье «Закона о тунеядстве», под это определение попали не те люди, которых хотели наказать рублем власти. В результате возмущенные простые граждане сами вышли на улицы, без всякого участия оппозиции, и совершенно нелогичный налог на безработицу был отменен. Однако еще тогда эксперты предупреждали, что только полный отказ от неконституционных норм по принуждению к труду устранит эту проблему. Все остальные попытки власти вывести из тени работающих нелегально путем борьбы с неработающими в принципе, чреваты социальными протестами. В свете того, что в ближайших планах государства стоит переход на 100-процентную оплату ЖКУ для всех жителей, выгода для бюджета от деятельности комиссий также представляется весьма сомнительной.
Сейчас снова есть все основания говорить о том, что очередной виток борьбы с тунеядцами может стать источником социального напряжения и коррупции. Люди должны будут ходить в исполкомы и убеждать чиновников в наличии объективных причин для того, чтобы не работать. «Когда алгоритма определения тунеядцев нет, то обиженных будет много и это повысит градус недовольства», – полагает эксперт Наталья Рябова. Наряду с другими экспертами она полагает, что реализация идеи «заставить работать всех является тупиковой». Но власти не готовы признать неправоту и отказаться от невыполнимых намерений.
В ближайшее время остроты и накала, возможно, удастся избежать по причинам макроэкономического характера. По требованию Лукашенко смягчена кредитно-денежная политика, и предприятиям, а также в кошельки граждан попонемногу потекли деньги, а массовые сокращения прекратились. Но этот этап не имеет ничего общего с экономическим подъемом, констатируют экономисты. Более того, популистские шаги власти и поддержание на плаву неэффективных предприятий – это мина замедленного действия. «Дешевые деньги» разогревают спрос, он удовлетворяется в основном за счет импорта и «давит» на платежный баланс. Страна не зарабатывает столько валюты, сколько хотели бы тратить ее граждане. Такая политика сопровождается ростом цен и заканчивается девальвацией национальной валюты и финансовой нестабильностью.
Независимая газета. 06.04.2018