Кредитная ловушка для Киева готова захлопнуться
Дмитрий Верховцев
На днях официальный сайт министерства финансов киевского режима уведомил, что государственный долг Украины достиг отметки в 76 млрд 760 млн долларов. Как отмечает ведомство, за февраль текущего года сумма госдолга увеличилась на 0,54 млрд долларов. Но не исключено, что реальная сумма госдолга – выше объявленной Минфином.
Озвученные показатели государственного долга Украины составляют примерно 85% ВВП. Причем за прошлый год долг увеличился более чем на 5 млрд долларов. Таким образом, ухудшение финансового положения, начавшееся после госпереворота, идет нарастающими темпами. Неизбежным следствием этого процесса стало такое же нарастание финансовой зависимости страны от Запада и его финансовых структур.
Острота проблемы в том, что обслуживание госдолга в ситуации хронически кризисной украинской экономики представляется задачей, не решаемой в долгосрочном плане. У страны просто нет внутренних источников в виде роста производства и увеличения доходов от экспорта для его обслуживания.
Так, ВВП Украины в 2014 г. по сравнению с относительно благополучным 2013 годом упал на 28,1%, а по итогам 2015 года падение усилилось до 31,3%. Т.е. за два года ВВП обрушился на невообразимые 59%. Всего же экономика за два года сократилась более чем вдвое; так, ее общий объем в 2013 году составлял $183,3 млрд, а в 2016 г. равнялся всего лишь $83,2 млрд. На этом фоне мизерный рост ВВП в 2,5% в прошлом году является только замедлением падения, а не восстановлением, и до показателей предкризисного 2013 года еще далеко.
Масштабное и систематическое сокращение производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве (хотя эта отрасль находится в несколько лучшем положении) автоматически повлекло такой же обвал экспорта и, следовательно, обвал валютных поступлений в казну. В этой ситуации обслуживать госдолг по предыдущим заимствованиям можно только единственным способом – путем новых заимствований.
Однако в этом случае растет пирамида из процентов, что в условиях сокращающегося производства раньше или позже приведет к полному банкротству государства. Так, в 2018 году на обслуживание госдолга понадобится почти 10 млрд долл. По одним только реструктуризированным евробондам 2015 года киевский режим должен будет выплатить примерно 1 млрд долл., а по кредитам МВФ – еще 1,6 млрд.
Несмотря на тупиковость и абсолютную иррациональность прозападной ориентации, киевский режим с маниакальным упорством добивает украинскую экономику, сильнее привязывая ее к внешним – западным – кредиторам. Вместо того чтобы радикально исправить экономическую политику, добиваясь возвращения на рынок ЕАЭС, что помогло бы восстановить промышленное производство, правительство Украины публикует постановление о прекращении экономического сотрудничества с Россией, что будет сопровождаться выходом Киева из соглашения по созданию зоны свободной торговли, интегрированной системы платежей и обеспечения свободного перемещения граждан.
Киев рвет с СНГ, рвет с Россией и одновременно прибегает к новым внешним и внутренним заимствованиям. Здесь у киевского режима до недавнего времени было несколько источников – это, прежде всего, кредиты МВФ, а также выпуск на внешние рынки государственных облигаций. Киев получил последний транш от МВФ в размере 1 млрд долл. еще весной 2017 года. Всего с 2015 года киевский режим получил от Фонда по программе расширенного финансирования 8,7 млрд долл. из 17,5 млрд запланированных.
Однако сотрудничество Киева с МВФ приостановилось из-за отказа местных властей выполнять условия предоставления кредитов, установленных фондом. Среди таких условий есть самоубийственные для рейтинга и репутации власти у населения, вроде введения свободного рынка земель сельхозназначения, повышения внутренних цен на газ для бытовых потребителей до уровня ЕС. А есть и самоубийственные для деятелей режима – прежде всего, создание антикоррупционного суда (саботируется коалицией «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» А.Яценюка), который переводит контроль США над киевской хунтой в фактически ручной режим.
Большинство остальных т.н. маяков МВФ для продолжения программы кредитования Киева также не выполнены, но уже премьером В.Гройсманом, который собирается самостоятельно продолжать политическую карьеру и стал трепетно относиться к своему рейтингу у населения.
Поскольку срок действующей программы МВФ истекает в первом квартале 2019 года, шансы на новые транши, а тем более на выполнение программы кредитования полностью чрезвычайно малы. Буквально на днях представитель МВФ на Украине Йоста Люнгман снова четко дал понять, что выполнение обещаний о приведении цен на газ к рыночному уровню является основным условием финансирования.
У Киева остался второй источник финансирования – внешний рынок заимствований. Так, в октябре 2017 года киевский режим выпустил 15-летние еврооблигации на 3 млрд долл. Больше половины полученных средств – 1,68 млрд - было сразу потрачено на обмен и выкуп облигаций с погашением в 2019 и 2020 гг., которые были выпущены в 2015 году. Новые облигации выпущены под огромные проценты – 7,37% годовых, а это значит, что только по процентам Киев должен будет выплатить со временем $3,3 млрд.
Со следующего года начинается выплата Украиной 20 млрд долл. внешних долгов, а на 2019 год приходится пик выплат по долговым обязательствам в размере 4,6 млрд долл. Учитывая это, Минфин киевского режима планирует занимать в текущем году не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, рассчитывая набрать 8,5 млрд долл. Нацбанк Украины начал продавать облигации внутреннего займа под колоссальные 16-17% годовых и простимулировал приток спекулятивного капитала с Запада. Эти спекулянты берут кредиты под 2-3% и вкладывают их под 16-17% на Украине. Разница процентных ставок покрывается госбюджетом, т.е. украинскими налогоплательщиками. В условиях хронического дефицита торгового баланса эта схема, так или иначе, обрушится, сопровождаясь девальвацией гривны.
Все эти приемы с очевидностью не решат проблему надвигающегося банкротства киевского режима. В довершение всего Высокий суд Лондона, куда Россия обратилась для восстановления своих прав по погашению Киевом перед РФ долга в 3 млрд долл., рассмотрел в январе апелляцию Киева и подтвердил первоначальное решение о выплате Украиной долга. Это значит, что максимум до конца апреля перед киевским режимом встанет проблема поиска 3 млрд долларов, которые в бюджет на текущий год не заложены.
Если бы банкротство Украины было проблемой только киевского режима, но ситуация непрерывно ухудшается для всего населения страны. Похоже, что киевская власть намерена удержать курс гривны в нынешних рамках любой ценой, абсолютно не интересуясь, чем и как отдавать долги в не столь отдаленном будущем. Разрушительная психология временщиков…
Ритм Евразии. 04.04.2018