Киев усиливает военные позиции в Закарпатье
Татьяна Ивженко
Украинско-венгерские конфликты могут разгореться с новой силой после того, как правящая партия «Фидес – Венгерский гражданский союз» сформирует конституционное большинство по итогам парламентских выборов. И все же в Киеве считают ситуацию «меньшим злом»: худший вариант – если бы ультраправая партия «Йоббик» получила более высокий результат.
Политолог Георгий Кухалейшвили в статье для «112 Украина» напомнил, что «партия «Йоббик» признала аннексированный Крым российским и претендует на Закарпатье. Радикалы считают, что все населяемые этническими венграми территории соседних государств должны войти в состав Венгрии». При этом «партия «Фидес» поддерживает изменение территориального устройства Украины и предоставление закарпатским венграм автономии».
Киев выступает категорически против федерализации, считая ее первым шагом к сепаратизму. Но все же позиции «Фидес» кардинально отличаются от риторики партии «Йоббик». Поэтому убедительная победа первой из названных партий для Киева может считаться «меньшим злом».
Вчера сообщалось, что из 199 мест в венгерском парламенте 134 получит «Фидес», 26 – «Йоббик». Кроме того, 20 мест получит Социалистическая партия Венгрии, 9 мест – «Политика может быть другой» и 8 мест – «Демократическая коалиция». То есть действующий премьер Виктор Орбан и глава МИДа Петер Сийярто останутся на постах.
С обоими политиками у Киева сложились непростые отношения. Сложности возникали и 10 лет тому назад, когда жители Закарпатья стали получать венгерские паспорта, хотя в Украине запрещено двойное гражданство. Но ранее власть закрывала на ситуацию глаза, чтобы не усложнять отношения с соседним государством. После 2014 года ситуацию стали воспринимать в контексте крымских событий.
В Киеве озаботились тем, что более 100 тыс. человек (по неофициальным оценкам) в Закарпатье являются гражданами соседнего государства. В Будапеште же заговорили о создании автономии на территории компактного проживания этнических венгров. Эта автономия могла бы охватить Берегово, Виноградово, Мукачево, Ужгород. Юрист по международному праву Владимир Безуглый сказал изданию «Страна», почему Киев категорически против этого плана: «Если Закарпатье получит автономию в составе Украины, то потом может возникнуть идея провести референдум о дальнейшем политическом самоопределении национальных общин края».
В то же время выяснилось, что Закарпатье и сейчас живет по своим правилам. Местные жители, пользуясь вторым паспортом, выезжают в Венгрию на работу и учебу, многие получают европейские пенсии в этой стране. Их дети обучаются преимущественно на родном языке, многие не владеют государственным украинским на том уровне, который позволил бы пройти Внешнее независимое тестирование (школьные выпускные экзамены, по итогам которых осуществляется зачисление в вузы).
Исправлять ситуацию украинская власть начала именно с образования. Осенью прошлого года был принят закон, который устанавливал, что только в системе дошкольного и младшего школьного образования могут использоваться языки нацменьшинств. Начиная со средней школы большинство предметов должно преподаваться на украинском языке. Венгерское правительство сочло, что новая система ущемляет права нацменьшинства. Власть пояснила, что обучение на государственном языке, напротив, позволит этническим венграм наравне с украинцами поступать в вузы, занимать должности госслужащих, в полной мере пользоваться всеми правами граждан Украины.
Споры и скандалы длятся до сих пор. Украинская сторона готова учесть мнение нацменьшинства при подготовке нового закона «О среднем образовании». В нем планируется указать, какие предметы в каких случаях нацменьшинства могут изучать на родных языках. Законопроект, как планируется, поступит в Верховную раду в мае. В конце марта представители Минобразования сообщили, что успешно провели консультации с венгерской общиной Закарпатья.
Политолог Андрей Бузаров в интервью изданию «Апостроф» отметил, что это не повлияло на общую ситуацию: «Позиция Венгрии не изменится. Украинские лидеры тоже заняли принципиальную позицию. То есть консенсуса по языковому вопросу мы не увидим в ближайшее время». Он считает, что в этом вопросе обе стороны могли бы пойти на уступки. В частности, Киев должен был бы понять, что этнические венгры не против изучения государственного языка, но при этом хотят изучать основные школьные предметы на венгерском языке. «Многие из них, закончив школу, едут учиться в Венгрию», – пояснил он.
Кроме того, представители нацменьшинства опасаются, что реформа разрушит всю систему школьного образования в регионе. На спонсорские деньги были построены детсады и частные школы, в которых работают преподаватели, не владеющие украинским. Зампредседателя Киевского общества венгров Тибор Томпа сказал «Громадскому радио»: «Венгры – единственное нацменьшинство в Украине, которое имеет все образовательные учреждения, начиная от яслей и детсадов...» Новый закон, по его мнению, фактически полностью разрушит эту систему образования на венгерском языке.
Замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль сказала «Радио НВ», что на конец марта удалось снять все спорные вопросы: «На уровне общин и Минобразования уже есть понимание, какие меры могут удовлетворить общину, как это можно реализовать. Община в Закарпатье уже сейчас не является таким «раздражителем», который можно использовать...» При этом Зеркаль не исключила, что в украинско-венгерских отношениях языковые статьи закона об образовании снова и снова будут вноситься в повестку дня. «Я не ожидаю, что они прекратят провоцировать и все время использовать эти рычаги для продолжения спекуляций. Но мы исходим из того, что надо быть конструктивными, и пытаемся найти этот конструктив именно с общиной», – сказала замминистра.
На последнем этапе переговоров Будапешт потребовал от Киева отсрочить на пять лет введение нового закона в действие, а за это время внести существенные поправки в языковую статью. Украинская сторона это требование не выполнила. Венгерское руководство, в свою очередь, заблокировало переговоры Украины с НАТО (все решения в альянсе принимаются консенсусом, а Венгрия против).
В феврале было сорвано заседание Комиссии Украина–НАТО. Сейчас под вопросом участие президента Петра Порошенко в июльском саммите НАТО в Брюсселе. Однако в марте состоялось заседание на уровне послов. Вице-премьер-министр Украины во вопросам европейской и евро-атлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе сказала журналистам, что Будапешт не может заблокировать все направления сотрудничества Украины с НАТО, но затрудняет переговоры на уровне министров.
Эта ситуация, как отмечают чиновники в Киеве, раздражает не только украинскую власть, но и руководство альянса. К тому же на Западе сейчас прохладное отношение к венгерской власти – из-за предвыборной кампании. Руководство «Фидес» построило агитацию на заявлениях о том, что государству угрожает некий «план Сороса»: якобы американский миллиардер и филантроп венгерского происхождения Джордж Сорос преследует цель наводнить всю Европу, в том числе Венгрию, беженцами, что приведет к исламизации и потере национальной идентичности.
В Киеве многие убеждены, что Виктор Орбан действует в русле его хороших отношений с российским руководством. И не исключают, что после венгерских выборов на западе Украины может проявиться «второй фронт гибридной войны». В начале года было совершено несколько нападений на венгерские учреждения в Закарпатье. После чего венгерское руководство потребовало ввести в регион миссию ОБСЕ. Патрули Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, имеющей мандат на работу в Украине, посетили регион и не нашли повода для беспокойства.
Глава МИД Украины Павел Климкин возмутился: «Ну какая миссия ОБСЕ специально для Закарпатья? Там что, опасно? Смешно, когда венгерское консульство призывает граждан не ехать в Закарпатье, потому что там якобы опасно… Нападения на помещение венгерского сообщества организовала ФСБ. Организатор этой группы пришел из Приднестровья и ушел в Приднестровье. Я не исключаю, что Россия попытается еще что-то такое предпринять. Какая нам миссия нужна – по борьбе с ФСБ?» Украинский министр призвал МВД и СБУ усилить контроль над ситуацией в Закарпатье: «Потому что Россия пытается нас поссорить с Венгрией, а также с другими соседними странами, например с Польшей».
Независимая газета. 10.04.2018