Узбекистанские эксперты: речи об интеграционных объединениях в Центральной Азии не идет
15 марта в Астане пройдет первый саммит глав государств Центральной Азии. Лидеры Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и спикер парламента Туркменистана соберутся вместе для обсуждения актуальных вопросов и проблем, касающихся региона.
Инициатива проведения мероприятия принадлежит президенту Узбекистана Шавкату Мирзиееву. Мысль о необходимости подобной встречи была высказана узбекским лидером в рамках Генеральной Ассамблее ООН в США в прошлом году. Он отметил, что «прорыв в очень чувствительном вопросе, достигнутый впервые за 26 лет, стал возможным благодаря проявленной сторонами политической воли, готовности находить взаимоприемлемые решения… За короткое время в регионе удалось создать абсолютно новую политическую атмосферу. Считаю, что закреплению данной тенденции способствовало бы проведение регулярных консультативных встреч глав государств Центральной Азии».
Также глава Узбекистана добавил, что «мирная, экономически процветающая Центральная Азия — наша важнейшая цель и ключевая задача».
Председательствовать на саммите будет глава Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Ожидается, что предстоящее событие сыграет важную роль в укреплении взаимоотношений стран Центральной Азии и даст толчок к осуществлению целого спектра новых проектов и программ. В начале марта стало известно, что президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов не приедет в Астану – вместо него участие в Саммите примет спикер туркменского парламента.
Свои прогнозы о повестке первого Саммита глав центральноазиатского региона высказали узбекистанские эксперты.
Владимир Парамонов, основатель интернет-проекта «Центральная Евразия», руководитель одноименной аналитической группы:
- Безусловно, стоит только приветствовать и поддерживать наметившуюся, в том числе благодаря инициативам Узбекистана, тенденцию на улучшение отношений между странами Центральной Азии.
В этой связи Саммит глав государств региона – принципиально важный шаг. Другое дело, что, несмотря на кардинальное улучшение отношений между Узбекистаном и остальными странами региона, все еще остаются некоторые противоречия между Казахстаном и Кыргызстаном, Казахстаном и Туркменистаном, а также между Кыргызстаном и Таджикистаном.
Более того, еще многое предстоит сделать для преодоления водно-энергетических противоречий между Узбекистаном и Таджикистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном. Поэтому, на мой взгляд, главная цель предстоящего саммита - формирование постоянно действующего механизма консультаций и обменов мнений на высшем уровне, уровне глав государств.
В этой связи будет уже хорошо, если президенты всех пяти стран региона приедут в Астану. В целом же, мне представляется, что лидеры государств Центральной Азии не должны забывать о том, что помимо их политической воли к сотрудничеству, другим важным локомотивом этого сотрудничества может быть только глубокое, широкое и интенсивное взаимодействие интеллектуальных элит стран региона.
Как наладить каналы этого взаимодействия? По-моему мнению, это можно сделать только посредством организации системной экспертной, аналитической и научно-исследовательской работы по вопросам двусторонних и многосторонних отношений. До тех пор, пока эта работа не организована, считаю, что говорить о необратимости продвигаемых сегодня процессов сближения в Центральной Азии – крайне преждевременно.
Бахтиер Эргашев, директор Центра исследовательских инициатив Ma’no (Узбекистан):
- Лидеры пяти центральноазиатских республик соберутся в Астане в таком узком составе впервые за 13 лет, если не считать их встреч в рамках различных интеграционных региональных организаций и объединений.
Стоит подчеркнуть, что это не просто встреча ради встречи. За идеей проведения саммита лежат серьезные политэкономические основания. Страны региона, по большому счету, сейчас разделены: лишь две являются членами ЕАЭС, и только три – ОДКБ. Это создает определенные проблемы для более плотного и активного диалога. И предложение о том, чтобы лидеры стран региона хотя бы раз в год встречались, согласно выражению Шавката Мирзиеева, «для сверки часов» и обсуждения насущных вопросов – очень важно.
Эта необходимость назрела еще и потому, что сами страны больше чем за четверть века закончили этап формирования новых государственностей и идентичностей. И если на предыдущем этапе различные попытки объединения Центральной Азии – Центральноазиатское экономическое сообщество, Организация Центральноазиатское сотрудничество провалились, то сейчас страны готовы экономически и политически к поиску новых форматов регионального взаимодействия.
При этом неформальная встреча глав государств не будет иметь строго регламентированного, институционального характера, а изначально планируется как консультационная. Это нужно помнить. Речи об интеграционных объединениях не идет, но, как представляется, руководство стран региона приходит к пониманию того, что подобные мероприятия могут помочь налаживанию кооперационных связей. И 2018 год, наверное, в этой связи будет этапным. О нем начнут говорить как о новой точке отсчета в развитии региональной кооперации.
Уверен, что встреча будет иметь несомненные позитивные последствия. Предполагаю, что будут обсуждаться вопросы экономического сотрудничества, а в преддверии предстоящей в Ташкенте конференции по Афганистану – и вопросы региональной безопасности и сложившейся в Афганистане ситуации.
Что касается участия президента Туркменистана в саммите, то на встрече страну будет представлять спикер парламента Акджа Нурбердыева. На мой взгляд, это связано с тем, что Туркменистан пока не готов к столь плотному региональному взаимодействию. В двустороннем формате он работает, но более обширное сотрудничество пока не входит в число его приоритетов.
Подготовила Анна Гриценко (Ташкент)
Пресс клуб "Содружество". 14.03.2018