Таджикистан и Узбекистан: перезагрузка отношений в региональной перспективе

Абдугани Мамадазимов, председатель Национального Фонда "Шелковый путь – путь консолидации" (Таджикистан)

Фарход Толипов, директор негосударственного научного учреждения «Караван знаний» (Узбекистан)


Для справки: Таджикистан – юго-восточный сосед Узбекистана. Протяженность узбекистанско-таджикистанской границы составляет 1332,9 км. Дипломатические отношения между двумя государствами были установлены 20 октября 1992 года. В Таджикистане 24,4% от общей численности населения республики составляют узбеки, а таджики в Узбекистане составляют по разным оценкам около 5-6% населения, а возможно и больше.

До 1920 года территория нынешнего Таджикистана входила в состав Бухарского эмирата. 14 октября 1924 г. была образована автономия в составе тогдашней Узбекской ССР. 5 декабря 1929 года Таджикистан получил государственный статус и вошел в состав Союза ССР на правах республики. Но граница была проведена таким образом, что около миллиона узбеков оказались на таджикской территории и почти два миллиона таджиков – в Узбекистане.

Рогунский узел

Новая история узбекско-таджикских отношений после обретения независимости содержит больше проблемных и напряженных страниц, чем успехов в сотрудничестве. Из всех двусторонних отношений в регионе Центральной Азии узбекско-таджикские отношения до недавнего времени, пожалуй, являлись самыми напряженными и конфликтогенными.

Конфликтогенную историю хорошо иллюстрирует эпопея, связанная с проектом строительства Рогунской гидроэлектростанции на территории Таджикистана. Для Таджикистана этот проект стал жизненно важным вопросом не только с точки зрения достижения энергетической независимости с помощью производства электроэнергии, но и с точки зрения выхода на иностранный рынок с этим товаром. Строительство Рогунской ГЭС позволило бы Таджикистану полностью обеспечить себя электроэнергией и даже экспортировать ее в страны Южной Азии, а также, как считают некоторые эксперты, в Россию, Казахстан и Китай. Узбекистан считает, что реализация этого крупного проекта существенно изменит течение Амударьи и негативно повлияет на его ирригационные нужды.

«Ссора» из-за вопроса о строительстве Рогунской ГЭС отразилась и на других сферах взаимоотношений двух государств. Например, строительные материалы и техническое оборудование, в том числе для Рогунской ГЭС, перевозились через территорию Узбекистана железнодорожным и автомобильным транспортом. Поставка грузов на территорию Таджикистана по этим маршрутам стали прерываться в последнее время.

Транспортная независимость

Таджикистан практически со всех сторон окружен высокими горами, и единственный удобный и проложенный еще с советских времен путь в более широкие географические просторы, включая перевозку торговых грузов, пересекает территорию Узбекистана. Конечно, этот факт дает Узбекистану преимущество в его отношениях с Таджикистаном, включая возможность оказания экономического и политического давления на соседнее государство. Данное обстоятельство побудило Душанбе начать искать возможности прорыва так называемой транспортной блокады и строительства альтернативных путей выхода к международным транспортным коридорам и рынкам. Строительство дороги в обход территории Узбекистана стало стратегической целью Таджикистана.

Таджикистан заинтересован в строительстве железной дороги, которая будет проложена от Кыргызстана через Таджикистан и Афганистан до Ирана. Реализация данного проекта позволила бы Таджикистану получить новые возможности по развитию, так сказать, «транспортной независимости». Однако этот проект имеет свои проблемы: недостаток финансовых средств, нестабильность в Афганистане, неразвитость железнодорожной инфраструктуры в восточной части Ирана, а также неблагоприятные условия для развития железных дорог в самом Таджикистане пока затрудняют как поддержку, так и реализацию этого проекта.

Другим примером усилий Душанбе по уменьшению зависимости от Узбекистана и достижению стратегических преимуществ является проект строительства линии электропередач            CASA-1000. Целью этого проекта является экспорт от 1000 до 1300 мегаватт электричества из Кыргызстана и Таджикистана в Пакистан и Афганистан, что расширило бы рынок электричества в Южной Азии.

В середине 1990-х годов было приостановлено авиасообщение между двумя столицами Ташкентом и Душанбе. Это не только значительно ограничило и затруднило взаимные поездки граждан двух стран, но и символизировало ухудшение узбекско-таджикских отношений на самом высоком политическом уровне.

Один народ, говорящий на двух языках

Словом, постсоветская история таджикско-узбекских отношений была достаточно драматичной, но, несмотря на непростые и натянутые отношения на межгосударственном уровне, все же годы независимости высветили важный исторический факт – высокую степень взаимозависимости не только двух стран, но и двух народов. В июне 2000 года состоялся официальный визит Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова в Таджикистан. Тогда, в ходе своего визита, он выступил перед деятелями искусства и культуры, общественными деятелями и в своей речи он сказал, что «таджики и узбеки – один народ, говорящий на двух языках». Тем самым он подчеркнул историческую, культурную и даже этническую близость двух народов. Многие аналитики оценили этот визит как свидетельство потепления отношений между Узбекистаном и Таджикистаном и восстановления их дружбы и сотрудничества.

"Таджики и узбеки – один народ, говорящий на двух языках", - Ислам Каримов, президент Узбекистана, июнь 2000 г.

Однако отношения двух государств еще долго оставались на низком уровне. Так, президенты Ислам Каримов и Эмомали Рахмон во время саммита ШОС в Душанбе в сентябре 2014 года заметили, что объем таджикско-узбекского товарооборота уменьшился с $300 млн в 2007 году до $2,1 млн в 2014 году. Это при том, что с учетом существующего потенциала, годовой объем торгового оборота между Таджикистаном и Узбекистаном может достигнуть $500 млн. Эмомали Рахмон и Ислам Каримов, напоминая о «Договоре о вечной дружбе», подписанном еще в 2000 году, уверенно заявили, что имеющиеся трудности и препятствия на пути развития взаимоотношений двух соседних стран будут устранены. Была создана совместная узбекско-таджикская Межправительственная Комиссия (МПК) по вопросам торгово-экономического сотрудничества.

Пять факторов таджикско-узбекских отношений

Как известно, с избранием Шавката Мирзиеева Президентом Узбекистана в декабре 2016 года общая ситуация в центральноазиатском регионе начала вновь улучшаться после падения, так сказать, «индекса интеграции» в регионе на самый низкий уровень. Мирзиеев объявил Центральную Азию приоритетом во внешней политике Узбекистана. С тех пор отношения Узбекистана соседними по региону странами, как говорится, «идут в гору». Но, символично говоря, самые высокие горы в регионе находятся в Таджикистане. Поэтому возрождение дружеских отношений между Таджикистаном и Узбекистаном будет иметь еще и символическое значение, задавая высокую планку общерегиональным отношениям.

Необходимо подчеркнуть, что двусторонние таджикско-узбекские отношения, без преувеличения, составляют сердцевину региональных отношений в самом молодом регионе мира – Центральной Азии. Это подтверждают, как минимум, пять факторов:

  1. В таджикско-узбекских отношениях нашли свое выражение в концентрированном и наиболее завершенном виде практически все основные проблемы региона, продемонстрировав, как далеко могут зайти напряженные отношения, способные оказать влияние на общий политический климат во всем регионе.
  2. Таджикско-узбекское сближение станет важнейшим фактором в региональной интеграции как опровержение широко распространенного мифа о якобы нежелании фарсиязычного Таджикистана объединяться с четырьмя тюркоязычными странами региона.
  3. Фактор билингвизма (таджикский и тюркские языки региона) имеет глубокие корни в регионе, который, несколько отодвинутый на второй план в последнем столетии, в настоящее время возрождается ускоренными темпами.
  4. Наличие больших диаспор в этих соседних государствах (таджикская диаспора в Узбекистане и узбекская диаспора в Таджикистане) – результат тесной переплетенности судеб, культуры и истории двух народов – выступает как мощная основа народной дипломатии.
  5. Таджикско-узбекские отношения также имеют ключевое геополитическое и стратегическое значение для всего региона Центральной Азии: с одной стороны, два государства играют наиболее заметную роль в деле разрешения афганского конфликта и противодействии угрозам Центральной Азии, исходящих с территории этой страны, с другой – совместный (пока латентный) геополитический потенциал Таджикистана и Узбекистана может способствовать раскрытию совместного геополитического потенциала всех пяти стран региона в сложных перипетиях отношений этих стран с великими державами.

Эти пять факторов превращают таджикско-узбекские отношения в жизненно важный фактор регионального развития.

Как происходит перезагрузка

Если взглянуть в современное состояние сугубо таджикско-узбекских отношений, то его можно охарактеризовать как «разрядка» или «перезагрузка». Этот переходный этап двусторонних отношений берет свое начало с известного визита Президента Таджикистана Эмомали Рахмона в исторический город Самарканд Республики Узбекистан            (2 сентября 2016). Необходимо напомнить, что из четырех глав государств региона только двое (президенты Таджикистана и Туркменистана) приняли участие в государственных похоронных церемониях первого президента Узбекистана Ислама Каримова. Только президенту Таджикистана из числа глав государств и правительств, участвовавших в этих похоронных церемониях, удостоилась честь поднять гроб с телом усопшего совместно с исполняющим обязанности президента Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым, что является также богоугодным делом в мусульманском мире.

Другими словами, в трудные дни прощания узбекского народа со своим первым лидером (эпохи суверенитета), глава государства соседнего Таджикистана, выражая соболезнования и сострадание, содействовал прекращению периода охлаждения в двусторонних отношениях. Например: спустя 27 дней после данного визита главы государства Таджикистана в Узбекистан 29 сентября 2016 года в республике был объявлен днем таджикской дипломатии и этот профессиональный праздник совпал с визитом министра иностранных дел Узбекистана Абдулазиза Камилова в Душанбе. Он совершил визит по поручению исполняющего обязанности президента Узбекистана для обсуждения и решения накопившихся проблем в двусторонних отношениях за прошедший период. А через месяц, 29 октября 2016 года на месте стройки крупной гидроэлектростанции Рогун, выступавшей главным фактором разногласий в двусторонних отношениях, была перекрыта река Вахш, которая, изменив свое привычное русло, потекла дальше через водоотводный тоннель данного гидроузла.

За эти полтора года двусторонние таджикско-узбекские отношения претерпели кардинальные изменения, которых мы можем условно назвать «переходным» периодом (от охлаждений к потеплению) двусторонних отношений. Хотя в этом промежутке не был совершен визит президента Узбекистана в Таджикистан или президента Таджикистана в Узбекистан, они трижды встречались на полях различных международных мероприятий (Эр-Рияде, Астане, Сочи). Кроме того, многочисленные правительственные делегации совершили частые деловые поездки в Душанбе или в Ташкент, были проведены выставки промышленных товаров, различные культурно-массовые мероприятия, открыто прямое авиасообщение между столицами и т.д.

Другими словами, на наш взгляд, этот переходный период, начавшийся с сентябрьского визита (2016) президента Таджикистана в Узбекистан, завершится предстоящим мартовским визитом (2018) президента Узбекистана в Таджикистан. Поэтому мы можем приступить к рассмотрению перспектив улучшения двусторонних отношений. Стремительное потепление двусторонних связей, охватывающих все более и более широкие сферы жизнедеятельности людей, позволяет нам рассуждать об их краткосрочных и долгосрочных аспектах.

Чего ожидать от грядущего визита президента Узбекистана в Таджикистан?

К перечню краткосрочных перспектив двусторонних связей относятся:

  1. Решение пограничных проблем (демаркация, делимитизация, разминирование некоторых участков границы, заминированных ранее узбекской стороной и т.д.);
  2. Снятие визового режима (на 1-3 месяца) и возобновление работы всех ранее функционировавших КПП для свободного перемещения граждан двух государств между собой;
  3. Открытие наземных транспортных сообщений (посредством автобусов и поездов) не только между столицами двух государств, но также между крупными городами двух соседних государств;
  4. Организация и проведение отраслевых выставок-продаж промышленных и технологических товаров и услуг и открытие торговых и инфраструктурно- логистических центров в столицах и крупных городах двух стран;
  5. Организация и систематическое проведение различных образовательных, научных и культурно-массовых мероприятий (дни культуры, научные форумы, различные фестивали и многое другое.

К долгосрочным перспективам расширения сотрудничества между Таджикистаном и Узбекистаном можно отнести:

  1. Непосредственное участие Республики Узбекистан в строительстве второй очереди Рогунского гидроузла посредством приобретения его акций в крупных размерах (около 500 млн дол. США под умеренные проценты). Данное решение Узбекистана будет иметь важное стабилизирующее значение для двусторонних отношений в долгосрочном плане и решает две стратегические задачи:

а) Избавить Республику Таджикистан от получения крупных кредитов на мировых финансовых рынках под большие проценты. Общеизвестно, что Таджикистан осенью прошлого года получил через размещения своих евробондов                500 млн дол. США под большие проценты (7,1%) для строительства первой очереди Рогунского гидроузла.Данное обстоятельство приводит только по оплате процентов этого огромного кредита собрать в течение 10 лет 350 млн дол. США, что, несомненно, ляжет тяжелым бременем для устойчивого развития национальной экономики.

б) А Республика Узбекистан кроме выгодного капиталовложения в перспективную отрасль экономики соседнего государства, что самое главное, получит твердую гарантию обеспечения своих сельскохозяйственных площадей, в первую очередь, хлопковых полей, необходимыми водными ресурсами из бассейна реки Амударья;

  1. Создание совместных производственных мощностей с привлечением инвестиций из Узбекистана. Эта мера обеспечит своевременную реализацию Национальной Стратегии Развития (НСР) РТ до 2030, предусматривающей превращение страны от аграрной в индустриально-аграрную страну;
  2. Внедрение «шелковой визы (аналог «шенгенской визы» в ЕС) между Таджикистаном и Узбекистаном для:

А) Зарубежных туристов, посещающих Таджикистан или Узбекистан, которые получат возможность посетить не одну, а сразу две соседние страны региона;

Б) Представителей транснациональных кампаний, ведущих свой бизнес в одном из этих стран или в обоих, чтобы создать им более комфортную среду ведения бизнеса;

С) Зарубежных исследователей и образовательных центров мира, ведущих свое исследование или образовательную деятельность в Вароруде (Междуречье) Центральной Азии.

Постепенно можно расширить круг получателей данной категории визы среди других заинтересованных категорий людей. В перспективе и другие государства региона (или ареала Шелкового пути) могут присоединиться к внедрению данной категории визы в своей стране;

  1. Объявление города Самарканд «столицей Центральной Азии». Данная инициатива в перспективе будет способствовать усилению центростремительных процессов в Центральной Азии, кристаллизации ее «регионального лица». Она также еще больше улучшит доступ таджикоговорящих граждан Узбекистана к образованию на родном языке и, соответственно, узбекоговорящих граждан Таджикистана на их родном языке.
  2. Налаживание сотрудничества правоохранительных структур двух государств для нейтрализации потенциальных угроз из другого берега бассейна реки Пяндж-Амударьи, выступающего межгосударственной границей между Афганистаном с одной стороны, и Таджикистаном и Узбекистаном – с другой стороны.

Таким образом, поэтапная реализация данных краткосрочных и долгосрочных перспективных проектов (как минимум,              5 краткосрочных, так и 5 долгосрочных проектов) будет способствовать в ближайшем будущем достижению в двусторонних отношениях уровня всеобъемлющего стратегического партнерства между Таджикистаном и Узбекистаном.

CAAN. 05.03.2018

Читайте также: