Шувалов закрутит экономику в спираль
Анастасия Башкатова
Первый вице-премьер Игорь Шувалов намекнул, что у правительства есть чудодейственный план, который поможет «закрутить спираль» экономического роста. О решениях мы узнаем в течение ближайших месяцев. В их числе будут налоговые преобразования, попытки как-то воспользоваться существующими накоплениями граждан и компаний. Правда, судя по поручениям президента, сейчас правительство занимается в основном вопросами кадастровой стоимости недвижимости, статуса самозанятых, делового климата, адресной социальной помощи, поддержки агросектора. Темы важные, но на чудодейственный план это пока мало похоже.
Российская экономика растет пока медленно, но у нее есть потенциал для ускорения, говорят в правительстве. «Нам сейчас в ближайшие месяцы нужно принять такие решения, чтобы подстегнуть экономический рост, чтобы закрутить эту спираль роста. У нас для этого все возможности есть», – заявил во вторник Шувалов в интервью «Вести ФМ». Как пояснил первый вице-премьер, действующее правительство успело подготовить наработки для следующего политического цикла. «Потом будет назначено новое правительство. Когда оно появится, законодатель примет наиболее важные решения, в том числе по налогам», – сказал Шувалов. Он надеется, что эти меры простимулируют инвестиции.
Шувалов указал на основные, с точки зрения властей, источники финансирования роста. «Во-первых, у нас очень много внутренних накоплений. Люди об этом забывают. Даже в условиях кризиса, после его самой острой фазы, сбережения населения в банках прирастали.
Казалось бы, люди живут сложно, реальные доходы сокращались, но денежные средства на счетах физлиц прирастали. Люди накапливали», – пояснил Шувалов. Во-вторых, чиновник упомянул «очень много средств на счетах корпораций, юридических лиц».
Ссылаясь на Послание президента Федеральному собранию, Шувалов отметил, что «Центробанк (ЦБ) теперь должен больше взаимодействовать с правительством, имея в виду фактор роста». «У нас рабочий контакт великолепный», – уточнил он. Ранее между правительством и ЦБ уже разворачивались дискуссии, кто в большей мере виноват в экономическом затухании (см. «НГ» от 03.08.16).
Пока сложно судить, какие чудодейственные меры имел в виду Шувалов. Судя по поручениям, которые дал правительству президент Владимир Путин по итогам Послания Федеральному собранию, перед чиновниками стоит несколько важных задач, но их трудно назвать прорывными.
Так, до 15 июля 2018-го правительство должно усовершенствовать порядок определения кадастровой стоимости недвижимости, завершить работу по закреплению правового статуса самозанятых, представить предложения по совершенствованию адресной социальной помощи, улучшению делового климата, обеспечить продление льготных тарифов на перевозку зерна железнодорожным транспортом. Премьер Дмитрий Медведев и глава ЦБ Эльвира Набиуллина указаны как лица, ответственные за поручение «разработать и утвердить план действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП». К 15 апреля 2018-го администрация президента должна разработать проект указа, в котором будут определены национальные цели развития.
Как говорят опрошенные «НГ» эксперты, нацеленность на рост экономики – хорошее намерение, но одними словесными интервенциями рост не запустить. Некоторые из наблюдателей указывают даже на сомнительный выбор слов чиновниками, потому что термин «спираль» уместнее употреблять с понятиями «рецессия», «инфляция», «кризис». При этом многие из опрошенных опасаются, что стране не избежать увеличения налогового бремени, которое преподнесут, наоборот, как смягчение.
«С российской экономикой простое стимулирование субсидиями не сработает. Необходимо использовать немонетарные стимулы: снижение налогов для малого и среднего бизнеса, восстановление работы социальных лифтов, вложение денег в социальные проекты, в рост производительности труда», – говорит аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.
Но вместо этого, по его мнению, нас в ближайшее время скорее всего ожидает другое: рост акциза на топливо, увеличение налога на добавленную стоимость (НДС) до 22% в рамках маневра «22/22».
«НГ» уже писала о дискуссиях вокруг этого маневра, который из «21/21» превратился в «22/22», и о недовольстве президента из-за публичного обсуждения его деталей (см. номер от 17.03.17). Маневр предполагает снижение ставки страховых взносов с одновременным увеличением ставки НДС до одного и того же уровня.
Главными «бенефициарами» этого маневра станут, похоже, экспортеры. А выросший НДС производители и продавцы переложат на конечных покупателей, у которых и так реальные доходы падают несколько лет подряд. В условиях низкого и уязвимого платежеспособного спроса такой маневр рикошетом ударит в том числе по производителям, нацеленным на внутреннего потребителя.
Как поясняет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, НДС «гораздо лучше собирается и взыскивается в отличие, например, от страховых взносов». Видимо, в этом и заключалась главная идея налогового маневра: упрощенный бухгалтерский подход.
Скажется ли на решениях властей наметившийся профицит бюджета? Вопрос, тоже не имеющий однозначного ответа. «Небольшое смягчение бюджетного правила исключить нельзя, но я не думаю, что власть пойдет на полное расходование бюджетного профицита. Задача восполнения резервов остается приоритетной, так что источники финансирования «рывка» следует искать в другом», – полагает главный экономист компании «БКС Глобал Маркетс» Владимир Тихомиров. Например, в росте налогов, уточняет он.
«Непонятно, на чем именно основана уверенность, что будет «спираль роста», – обращает внимание первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. – На данный момент оснований для нее мало: растущая изоляция, санкции, отсутствие структурных преобразований, рост налоговой нагрузки на бизнес». Наметившийся профицит бюджета «съедят обязательства по повышению доходов, увеличению расходов на здравоохранение и выполнению других масштабных обещаний президента, прозвучавших в предвыборный период», считает Касьянова.
По мнению экспертов, в идеале новое правительство могло бы простимулировать частные инвестиции и несырьевую экономику, заняться разгосударствлением.
«Власть должна скорее прибегнуть к крупным структурным реформам, среди которых одни из важнейших – становление независимого судопроизводства и охрана частной собственности, – считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – В экономике должна пройти массированная приватизация, чтобы доля госкомпаний снизилась до 10–15% от вклада в ВВП».
Как говорит аналитик компании «Финам» Алексей Коренев, если к вопросу подходить разумно, то в России может начаться поступательное движение вперед. Но это потребует «существенных затрат и коренных реформ во многих сферах экономики и права, корректировки или даже либерализации отдельных сегментов системы госуправления, вплоть до пересмотра основ социального договора между народонаселением и государством».
Надо «ослабить тиски административного давления и пресечь практику незаконного уголовного преследования бизнеса», продолжает сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров.
И одни эксперты видят сигналы, что власть частично готова на такие преобразования, другие до сих пор в этом сомневаются.
Независимая газета. 21.03.2018