Президента Армении впервые выбрали без народа
Айк Халатян, Ереван; Екатерина Мареева, Кирилл Кривошеев
Парламент Армении выбрал нового президента. Им стал посол страны в Великобритании Армен Саркисян, который, впрочем, был единственным претендентом на этот пост. Его кандидатуру поддержала не только правящая партия, но и большинство оппозиционеров. Последние рассказали “Ъ”, что рассчитывают на «хорошие международные связи» нового лидера, которые помогут выводу страны «из экономической блокады и инвестиционного кризиса». С избранием главы государства завершился переход Армении к парламентской форме правления, однако голосовавший против господина Саркисяна оппозиционный блок «Елк» считает, что конституционная реформа еще не вступила в силу и президента в последний раз должен выбрать народ.
«Благодарю вас за ваш важный вклад в процесс важнейших преобразований, происходящих в стране, процесс перехода к новой, парламентской форме правления в соответствии с Конституцией республики»,— обратился к парламенту Армении новоизбранный президент страны Армен Саркисян. Он пообещал, что «вложит свои знания, многолетний опыт и всю энергию в полноценное выполнение обязанностей президента», и выразил надежду «на поддержку и участие депутатского корпуса и всех сограждан в грядущих важных победах всего армянского народа в Армении, Нагорном Карабахе и в зарубежной армянской диаспоре».
Национальное собрание Армении (однопалатный парламент) выбрало президента впервые: до этого страна была президентской республикой и главу государства избирали всенародным голосованием, теперь же Армения окончательно перешла к парламентской форме правления.
Из 105 депутатов в выборе нового президента участвовал 101. Претендент на этот пост был всего один — кандидат от правящей Республиканской партии Армении (РПА) и ее союзников — партии «Дашнакцутюн», посол страны в Великобритании Армен Саркисян. Хотя голосование было тайным, его результаты показали: кандидата поддерживает не только его коалиция, но и оппозиционеры. За утверждение господина Саркисяна в должности проголосовали 90 парламентариев, тогда как РПА и «Дашнакцутюн» суммарно занимают в Национальном собрании 65 кресел. Еще десять парламентариев высказались против, один бюллетень был испорчен.
Утверждение в должности Армену Саркисяну обеспечил оппозиционный блок «Царукян» (31 место в парламенте из 105).
Напомним, для победы в первом туре господину Саркисяну нужно было получить 79 голосов, и поддержки правящей коалиции для этого не хватало.
Оппозиция не всегда должна голосовать против инициатив власти и ее кандидатов, особенно если претендент на президентское кресло достойный, объясняет “Ъ” член блока «Царукян» Наира Зограбян. «Для нас неприемлемо разделение на черное и белое,— говорит она.— Мы встречались с Арменом Саркисяном и выразили ему нашу обеспокоенность по самым серьезным вопросам. Он принял все поднятые нами вопросы. И более того, для него были приемлемы те варианты, механизмы решения стоящих перед страной серьезных вызовов, которые ему представил блок ''Царукян''»,— заключила госпожа Зограбян.
Также депутат полагает, что «хорошие международные связи» нового президента и его «хорошие отношения с внешним миром и миром бизнеса» могут помочь выводу страны «из экономической блокады и инвестиционного кризиса».
Напомним, Армен Саркисян занимал пост посла Армении в Великобритании трижды: с 1992 по 1995 год, с 1998 по 2000 год и с 2013 года по настоящее время. Также на протяжении четырех месяцев в 1997 году он был премьер-министром Армении. Наряду с дипломатической работой господин Саркисян также занимался наукой, преподавая в том числе в Кембриджском университете, и бизнесом: был советником в таких компаниях, как British Petrolium, Alcatel, Telefonica, Bank of America и Merrill Lynch.
Роль президента в налаживании международных связей переоценивать не стоит, считает директор Института Кавказа в Ереване Александр Искандарян. «В Армении вступает в силу новая конституция, и пост президента будет аналогичен Германии или Израилю: у президента будут представительские функции. А реальное управление страной будет в парламенте и у премьер-министра»,— объясняет “Ъ” господин Искандарян, делая вывод о том, что и российско-армянские отношения с избранием нового президента не изменятся. «Взаимоотношения Армении с Россией определяются не личностями и не тем, какой лидер поменялся, а довольно серьезными обстоятельствами геополитического толка», среди которых ситуация в Нагорном Карабахе и «потребность в безопасности, которая обеспечивается путем сотрудничества с Россией», а также отношения Турции с Россией и Арменией, поясняет эксперт.
Несмотря на то что формально у нового президента Армении меньше полномочий, чем у его предшественников, он по-прежнему будет играть важную роль в жизни страны, возражает глава постоянной комиссии парламента по внешним связям, заместитель председателя РПА Армен Ашотян. «Подобная специфика управления не умаляет политическую важность президентского кресла, вспомним хотя бы пример Германии, где в прошлом году министр иностранных дел Штайнмайер отказался от портфеля в пользу президентского поста,— напоминает “Ъ” господин Ашотян.— В подобных случаях очень важна индивидуальная характеристика претендента, который может создать своего рода «добавленную ценность» в дополнение конституционных прав и обязанностей. Уверен, что Армен Саркисян наилучшим образом соответствует данным ожиданиям».
С представителем РПА не согласен оппозиционный блок «Елк» (9 мест в парламенте из 105): они голосовали против господина Саркисяна. «Для нас существенно, что он является кандидатом от правящей партии, и, следовательно, мы не считаем, что Армен Саркисян сумеет вести свою независимую политику»,— объясняет “Ъ” решение однопартийцев член фракции «Елк» Лена Назарян, оговариваясь при этом, что оппозиционеры «не сомневаются в порядочности Армена Саркисяна как человека». Более того, «Елк» считает, что парламент вообще не должен был избирать нового президента: по их мнению, это в последний раз должен был сделать народ. «На данный момент существует конституционный спор на счет легитимности выбора президента парламентом. Мы считаем, что конституционный суд должен признать решения, по которым четвертый президент выбирается парламентом, недействительными. В конституции, принятой в 2015 году, ясно сформулировано, что четвертый президент должен быть избран народом»,— пояснила госпожа Назарян.
Коммерсант. 02.03.2018