Отношения Анкары с ЕС остаются в состоянии глубокого кризиса

Ирина Свистунова

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник РИСИ


Четвертая за последние три года встреча в верхах, целью которой было восстановление доверия между Турцией и ЕС и поиск решения накопившихся проблем, состоялась 26 марта в Варне. К переговорам с участием президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, председателя Европейского совета Дональда Туска и главы Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера присоединился премьер-министр председательствующей в ЕС Болгарии Бойко Борисов.

Отправляясь на саммит, Р.Т.Эрдоган заявил журналистам, что вступление в ЕС остается стратегической целью Турции, полной решимости продолжать переговоры о полноправном членстве. Руководство Евросоюза также готово к поддержанию диалога с Анкарой, о чем свидетельствует регулярное проведение саммитов. Однако нерешенных противоречий между сторонами не становится меньше.

Прежде всего, речь идет о турецких требованиях обновить соглашение по Таможенному союзу и упростить визовый режим для граждан Турции. Договоренность о безвизовом режиме для турок была достигнута еще в марте 2016 года, став частью турецко-европейской «сделки по сирийским беженцам», массовый приток которых в Европу Турция сдерживает, оставляя их на своей территории. В ЕС полагают, что не все условия для отмены виз выполнены турецкой стороной. Европейцы, в частности, считают слишком жесткими турецкие антитеррористические законы, и компромисса по этому вопросу достичь не удается.

В свою очередь Анкара недовольна задержкой предоставления обещанной Евросоюзом финансовой помощи на содержание сирийских беженцев в Турции, численность которых, по оценкам турецких властей, превышает 3,5 млн человек. Турецкая сторона утверждает, что еще не полностью получила первый из обещанных европейцами пакетов гуманитарной помощи в объеме 3 млрд евро.

Еще одним поводом для разногласий служит вопрос о разведке углеводородных ресурсов на шельфе Кипра, морские границы которого Турция не признает из-за нерешенности кипрской проблемы. Анкара пытается помешать односторонним действиям входящей в Евросоюз Республики Кипр по поиску нефти и газа и добивается участия в этом процессе Турецкой Республики Северного Кипра, которая не имеет международного признания.

Очередное обострение напряженности произошло в феврале нынешнего года, когда турецкие военные корабли воспрепятствовали проведению поисковых работ на шельфе Кипра итальянской компанией «Эни». В Анкаре заявили, что начало геологоразведки прежде достижения политического урегулирования может привести к непредсказуемым последствиям.

Вслед за этим лидеры Евросоюза осудили действия Турции в районе Кипра, а также в Эгейском море, где периодически обостряются пограничные споры между Анкарой и Афинами. ЕС выразил солидарность со своими членами – Республикой Кипр и Грецией, поддержав их в противостоянии с Анкарой. Этот исторический узел противоречий между Турцией и Евросоюзом стал одним из ключевых препятствий на пути евроинтеграции.

Также ЕС критикует Анкару за действия в отношении оппозиции, которые европейцы считают нарушением прав человека, и за массовые аресты в ходе расследования попытки государственного переворота 2016 года. В последнее время в фокус европейской критики попала также турецкая военная операция в сирийском Африне. Руководство Турции резко реагирует на подобные упреки, обвиняя европейцев в недостатке солидарности в вопросах борьбы с терроризмом.

Как и можно было предположить, турецко-европейский саммит в Варне не принес с собой прорывных результатов. Стороны вновь озвучили свои позиции и выразили намерение продолжить дискуссии, следующим этапом которых станет проведение пятого саммита Турция-ЕС в июне 2018 года. Площадка для диалога позволяет участникам встреч в верхах обсуждать наболевшие темы и выражать свое недовольство напрямую. Вместе с тем, очевидно, что даже формат саммитов не вносит заметного оживления в турецко-европейские отношения, которые находятся в состоянии глубокого кризиса.

РИСИ. 27.03.2018

Читайте также: