«Молочный спор» России и Беларуси: позиции сторон
Александр Шустов, кандидат исторических наук
Россельхознадзор собирается ввести запрет на поставки белорусской молочной продукции, к качеству которой у него есть претензии. Эксперты считают, что под видом белорусского товара в РФ нередко завозится реэкспортированное из Евросоюза молоко. Беларусь считает, что российский запрет противоречит нормам ЕАЭС. Российский рынок приносит производителям молочной продукции из Беларуси большие доходы, которые Минску не хочется терять. Чтобы разрешить «молочный вопрос», необходимо пойти на компромисс. Стороны уже создали лаборатории по контролю качества. Чтобы бороться с реэкспортом предлагается внедрить систему электронной прослеживаемости товаров.
Запретное молоко
22 февраля «Россельхознадзор» неожиданно сообщил о предстоящем введении временного запрета на поставки из Беларуси молочного сырья, в состав которого попали наливное, сухое, сгущенное молоко и сливки, молочная сыворотка, а также концентрат сывороточного и молочного белка. Запрет касается всех без исключения белорусских предприятий. При этом упакованную продукцию – пакетированное молоко, сыры, масло, сметану и т.п. ограничения, которые планируется ввести, не затрагивают, и Беларусь может по-прежнему поставлять их на российский рынок.
Ограничения не коснутся розничной молочной продукции, продающейся в магазинах, а затронут сухое молоко и сырье для производства молочной продукции в РФ.
На протяжении прошлого года в поставляемом из Беларуси в Россию продовольствии было выявлено 596 нарушений, более половины которых (376) пришлось на долю молока и молочной продукции. Причем в 201 случае были обнаружены остатки запрещенных и вредных веществ. На 20 февраля 2018 г. по белорусской «молочке» было зафиксировано уже 32 нарушения, в том числе 21 случай обнаружения остатков запрещенных и вредных веществ.
Необычность складывающейся ситуации заключается в том, что запрет вводится сразу для всей белорусской молочной отрасли, тогда как ранее ограничения вводились лишь в отношении отдельных предприятий, к которым имелись претензии.
Причем такие меры в прошлом году принимались неоднократно и стали, в общем-то, уже привычными. На конец мая временные ограничения на поставки молочной продукции действовали для 24 белорусских предприятий. Наиболее часто запреты вводились на поставку сухого молока, сухой молочной сыворотки, сыра и масла, которые обладают высокой добавленной стоимостью и приносят большую прибыль.
Позиция Минска
В Беларуси принятые Россией меры посчитали незаконными. Так, президент Беларуси Александр Лукашенко подчеркнул, что действия Россельхознадзора не останутся без ответа.
«Мы просто терпеть это не будем. Потому что меня спецслужбы информируют, что завезли из Новой Зеландии или откуда-то сухое молоко (это их дело), появились излишки, и они начинают нас придерживать, пока реализуют то молоко по высоким ценам. Поэтому им не нравится дешевое молоко», – заявил президент Беларуси.
Ситуацию оценил и вице-премьер правительства Беларуси Михаил Русый, который сообщил, что в ходе российско-белорусских переговоров стороны договорились создать специальные лаборатории для контроля качества молочной продукции.
С комментарием выступил министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Сергей Сидорский, заявивший, что временный запрет на поставки белорусского молока в РФ противоречит нормам ЕАЭС.
«Введение ограничений является нарушением пункта 175 положения о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2014 года №94, – заявил он. – Никто не имеет права игнорировать решение Совета комиссии».
С.Сидорский, в прошлом занимавший пост премьер-министра Беларуси, ссылается на то, что, согласно нормам ЕАЭС, введение ограничений поставок продукции со всей территории Беларуси допускается только при ухудшении эпизоотической ситуации (эпидемии среди домашних животных) по особо опасным и карантинным болезням, общим для человека и животных. «В настоящее время таких оснований не имеется, – отметил он. – Поэтому у Россельхознадзора нет оснований для введения ограничений на ввоз продукции с территории всей страны».
Жесткая реакция Минска объяснима. Молочный экспорт в Россию приносит большие доходы, терять которые он не хочет.
В 2016 г. объем только официального молочного экспорта в Россию оценивался в $1,6 млрд. По данным DairyNews, в прошлом году поставки белорусского молока и сливок в РФ выросли почти на четверть (с 239,4 до 296,2 тыс. т).
При этом республика является почти монопольным экспортером в РФ целого ряда молочных продуктов. Так, доля Беларуси в импорте Россией сухого обезжиренного, цельного молока и сыворотки за последние два года составляет более 80%, творога – 99%, кисломолочной продукции – 94%, а питьевого молока и сливок – 92%.
В поисках компромисса
Российские эксперты причиной введения запрета называют реэкспорт Беларусью молочной продукции из третьих стран.
Такая политика позволила резко увеличить объемы поставок, но одновременно привела к падению качества поставляемой продукции и затовариванию российского рынка. «Множество молочных товаров, особенно сухого молока, поступило из Европейского сообщества через Польшу, – заявил DairyNews депутат Госдумы Айрат Хайруллин. – ЕС начал сбрасывать свои стратегические запасы по бросовым, по сути, ценам, и весь этот товар переупаковывался на некоторых белорусских заводах и отправлялся в Россию под видом «произведено в Беларуси».
На российскую молочную отрасль сложившаяся ситуация негативно влияет еще и потому, что белорусские производители активно демпингуют.
«Сегодня из Беларуси поступает сухое молоко, которое в пересчете на литр сырого молока соответствует 11 рублям, то есть это в два раза ниже, чем все производство, – отметил А.Хайруллин. – Так не бывает». В России стоимость производства молока достигает 24-28 рублей за литр. Около половины этой суммы составляют расходы на корм, электричество и зарплату, а вторую половину – на покупку коров, строительство ферм, кредиты. При этом РФ ежегодно не хватает 7-8 млн т молока, и, в принципе, она отнюдь не против, чтобы белорусские производители поставляли свою продукцию.
Москва предлагает решать проблему путем внедрения электронной прослеживаемости товаров, на реализации которой в рамках ЕАЭС она настаивает уже давно.
28 февраля «Россельхознадзор» сообщил, что планирует обратиться в Евразийскую экономическую комиссию с предложением выработать механизм электронного подтверждения поставок продукции, призванный предотвратить ввоз в Россию запрещенных продуктов.
Стороны, похоже, находятся в поиске компромиссов. 26 февраля «Россельхознадзор» заявил, что откладывает введение запрета на поставки белорусской молочной продукции до 18:00 6 марта. Это решение было принято по итогам переговоров, которые ведет в Москве белорусская делегация. По словам первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Маринича, до этого срока Беларусь рассчитывает урегулировать все спорные вопросы.
Евразия.Эксперт. 04.03.2018