Курс на коллапс
Юрий Ткачев, Одесса
В начале марта "Газпром" объявил о грядущей остановке поставок и транзита российского газа через Украину. И хотя об избавлении от "российской зависимости" в Киеве объявили давно, президент Петр Порошенко призвал соотечественников перейти в режим экономии и снизить температуру в домах.
Все это вызвало легкое недоумение у граждан, вот уже несколько лет подряд слушающих заверения высокопоставленных чиновников о том, что Украина избавилась от "газовой удавки" и больше не получает топливо от "страны-агрессора". В 2016 году на аукционе даже торжественно продали "последний кубометр российского газа", якобы купленный у "Газпрома". А 27 ноября 2017 года ряд СМИ "отпраздновал" круглую дату: 700 дней без газа из России. И тут — такая неожиданная новость: оказывается, зависимость не преодолена и "Газпром" все еще способен поставить Украину на край энергетического коллапса. Неловко получилось.
Виртуальный реверс
По официальной версии, место российского газа в энергосистеме Украины уже четвертый год занимает газ из Европы — его Украина покупает у Польши, Словакии, Австрии. Звучит странно, ведь ни одна из этих стран не имеет собственной добычи природного газа в существенных объемах и сами они пользуются продукцией "Газпрома". Объяснение простое: Украина покупает у Европы топливо, которое та, в свою очередь, приобретает в России. А так как этот газ в любом случае поступает через украинские трубы, то Украина попросту отбирает из своей газотранспортной системы купленный у европейцев газ еще до того, как он к ним физически попадет. То есть газ в конечном итоге все равно российского происхождения, однако чисто юридически — нет.
За "европейский" газ приходится платить дороже: в среднем 250 долларов, тогда как Россия готова поставлять по 170. Официальный Киев утверждает: энергетическая независимость страны стоит этих денег.
Однако "Газпром" легко дал понять, чего стоит подобная "независимость", 2 марта снизив, как утверждает Петр Порошенко, давление газа на входе в украинскую газотранспортную систему до значений, которые уже не позволяли откачивать его в процессе прохождения по Украине. "Виртуальный реверс" забуксовал. В Киеве забили тревогу.
К победе и свободе?
""Газпром", проиграв Украине в Стокгольмском арбитраже, снизил на 20 процентов давление в газопроводах на своей стороне системы, чтобы дискредитировать Украину,— написал на своей страничке в Facebook Петр Порошенко.— Чтобы разрушить этот сценарий, достаточно на несколько дней уменьшить в домах температуру на один градус". Президент Украины призвал предприятия всех форм собственности, а также простых граждан присоединиться к новому патриотическому флешмобу под хештегом #Прикрути.
Впрочем, на сознательность граждан в полной мере полагаться не приходилось. Кризисный штаб при Министерстве энергетики Украины и Министерство образования распорядились о временном прекращении занятий в школах, вузах и детских садах. Кроме того, разнарядки сократить потребление газа получили предприятия сферы ЖКХ и даже (по неподтвержденной информации) некоторые частные промышленные предприятия.
Инициатива руководства страны быстро стала темой №1 в социальных сетях: ее обсуждали все — от экспертов и журналистов до домохозяек. Разумеется, пул пропрезидентских блогеров (для которых на Украине уже давно придумали унизительное прозвище "порохоботы") всецело поддержал инициативу главы государства.
"#Прикрутить, это не о Порошено. И не о тепле. И даже не о газе. Это о том, о чем мечтали миллионы украинцев в течение сотен лет. Это выход из российской империи. Через кровь, страдания и боль. Через гибель сотен и тысяч. Сотни лет мы шли к этому. И это один из самых важных шагов",— написал на своей страничке активист Роман Доник.
"Есть два варианта. Есть вариант снова испугаться, раздолбать собственную страну, поднять лапки и сдаться. Есть вариант сжать зубы, собраться и победить, наконец-то победить и наконец-то получить свободу от взбесившейся бензоколонки. Петро Порошенко призывает нас всех вместе идти к победе и к свободе",— сообщил своим читателям военный обозреватель Юрий Бирюков, советник президента Петра Порошенко и помощник министра обороны Украины.
С пропрезидентскими блогерами, впрочем, согласны далеко не все. Оппонентов, в частности, смущает то, что украинская власть слишком уж часто ищет выход из любых проблем в "закручивании гаек" для населения. "То, что мы сейчас наблюдаем, конечно же, может быть не простым газовым конфликтом, ошибкой или очередной дуростью нынешней власти,— это может быть очередной частью курса на разрыв отношений между Украиной и РФ во всех сферах,— пишет киевский блогер и журналист Вячеслав Чечило.— Тем не менее, даже если руководствоваться такими аргументами, не очень понятно, а зачем нам, каждому отдельному украинцу, поддерживать подобный курс?.. Противостояние с РФ уже сейчас очень дорого обходится гражданам Украины. "Деньги утром" мы уже платим, а вот с "вечером стулья" все куда менее однозначно. Даже если "новая страна" вдруг действительно воспрянет из пепла, большинство до этого момента просто не доживет — трудно, знаете ли, без медицины и пенсий. А те, кто доживут, могут быть очень разочарованы увиденным. Поэтому, прежде чем выключать батареи, хотелось бы таки знать, что же именно нам продают в обмен на холодную квартиру, социально-экономическую деградацию и войну".
Еще более резок в своих высказываниях украинский журналист Анатолий Шарий, в настоящее время живущий в Европе. "Призываю украинцев принять участие в акции "открути". Увеличьте на два градуса температуру в квартирах, друзья! — написал Шарий.— Вас обворовывают на тарифах, вы оплачиваете схемы "Роттердам+", позволяющие этим задницам отдыхать по полмиллиона долларов. Но они идут дальше. Они считают, что вы — животные. Что вы еще и мерзнуть будете по их вине".
"А кондитерским фабрикам "Рошен" уже снижены поставки газа? Не, я просто спросил...— иронизирует над ситуацией политический обозреватель Руслан Бизяев.— Граждане! Если вы платили за качественный европейский газ, а вам подсунули залипуху из страны-агрессора, то немедленно звоните в полицию! Это жульничество!"
Рядовые украинцы по традиции не стали вдаваться в нюансы геополитики. Их прежде всего возмутило решение властей внезапно закрыть школы и детсады, создав для родителей проблему: куда девать отпрысков на несколько рабочих дней?
"Никто не объяснил: детей куда? Или, может, налоговые каникулы объявим? Все по домам, рабочих в Польшу",— написал житель Херсона Николай Терещенко.
Кроме того, родители школьников понимают, что подобные "скачки" в расписании чреваты неприятными последствиями. Пропущенные дни придется отрабатывать, а их уже накопилось порядочно: к примеру, в Одессе школьники в этом году уже имели внеплановые каникулы из-за эпидемии кори, потом из-за непогоды, теперь к списку добавился газ... А "входить в учебный режим" после подобных каникул школьникам непросто.
"Они реально хотят убить систему образования Украины и выпускать тупиц. За все время, что я училась в школе, занятия отменили один раз, когда было обледенение в Одессе и оборвало провода. Слава Украине!" — пожаловалась одесситка в родительском чате одной из школ города. "Это ужасно, дети совсем расслабились... одни междометия",— соглашается с ней другая мать.
Итоги операции "Прикрути"
Уже на следующий день, 3 марта, в "Нафтогазе" отчитались, что операция "Прикрути" дала потрясающий эффект: за сутки потребление газа на Украине удалось снизить на 14 процентов, стабилизировав ситуацию. В частности, в Одессе потребление газа сократилось на 18 процентов — на 900 тысяч кубометров в сутки. В Днепропетровске оно упало аж на 32 процента, в Киеве — на 24, в Харькове — на 19, в Запорожье — на 13 процентов. Меньше всего экономили в Ровно, Луцке, Тернополе, Львове, и т.п., где экономия составила порядка 5-7 процентов. Эти показатели стали поводом для торжествующих фанфар: Порошенко и глава "Нафтогаза" Андрей Коболев восторженно поблагодарили украинцев за поддержку их инициативы. Впрочем, как выяснилось чуть позже, все может быть не так однозначно.
К примеру, губернатор Одесской области Максим Степанов сообщил, что 0,9 млн кубометров удалось сэкономить, введя ограничения для коммунальных и промышленных предприятий, а вовсе не для населения. "Раньше за сутки 30 крупнейших потребителей газа Одесской области потребляли примерно 5 млн кубометров газа, сейчас этот показатель снизился до 4,1 млн кубометров. Это стало возможным за счет экономии на промышленных и коммунальных предприятиях",— сообщил Степанов. Это, к слову, довольно странно, ведь в ночь со 2 на 3 марта в Одессе существенно выросла температура воздуха, так что можно было бы ожидать, что потребление газа снизится вне зависимости от призывов Порошенко.
А уже в воскресенье, 4 марта, стало известно: чрезвычайное положение в газовой сфере... отменяется. Украина, мол, уже нашла способ компенсировать дефицит газа за счет увеличения поставок из Европы — на уровне 25 млн кубометров в сутки. Граждан успокоили: прикручивать газ больше не требуется. Экстренные каникулы в школах тоже отменили: так же внезапно, как и назначили, оставив почтенную публику недоумевать: что же это, вообще говоря, было?
И если одни видят в случившемся некие политтехнологические игры администрации президента (мол, создали искусственный кризис с тем, чтобы потом благополучно его разрешить), другие склонны видеть скорее экономические мотивы. В частности, указывают на то, что столь срочная закупка газа, очевидно, не могла не происходить в авральных условиях и цена на такой газ явно будет выше, чем обычно. Иными словами, поставщик этого "аварийного" газа явно остался в выигрыше.
Есть и другое мнение. Некоторые обозреватели обратили внимание на то, что 2 марта в условиях резкого похолодания в Европе резко выросли цены на газ на европейских рынках. Так, по состоянию на вечер 2 марта цена на газ на европейском хабе NCG подскочила аж до 750 долларов за тысячу кубометров — примерно втрое выше цен, существовавших на конец февраля. Эти факты стали почвой для еще одной версии: дескать, украинские власти попросту попытались сэкономить на закупках, которые, что называется, влетели бы в копеечку, тем более что можно было в целом ожидать дальнейшего роста цен. А когда 3 марта котировки постепенно поползли вниз (315 долларов за 1000 кубометров на вечер), стало ясно, что можно расслабиться.
Дело — труба?
Чем бы ни объяснялась "газовая паника" 2-4 марта, на самом деле "газовые" неприятности Украины только начинаются. "Газпром" заявил, что начинает процедуру разрыва соглашений о транзите газа через территорию Украины — новость, которая должна очень сильно обеспокоить как официальный Киев, так и страны ЕС.
Дело в том, что украинская газотранспортная система (украинские части газопроводов "Союз" и Уренгой — Помары — Ужгород) обеспечивает значительную (до 40 процентов) долю поставок российского газа в Европу. Конечно, есть еще "Северный поток" и идущий через Белоруссию газопровод Ямал — Европа, но полностью заменить украинскую газотранспортную систему они технически не в состоянии. А строящиеся "Северный поток-2" и "Турецкий поток" должны по планам сдать в эксплуатацию лишь в 2019 году.
В "Газпроме" заявили: технически прокачку газа через территорию Украины будут вести еще какое-то время, пока идут юридические процедуры по расторжению контрактов. Но каким будет это время, пока неясно. Зато ясно одно: если нечто подобное действительно произойдет в ближайшее время, то Европа столкнется с дефицитом газа и может оказаться попросту неспособна продавать что-либо Украине в принципе. Уже не говоря о том, что столь удобная схема с "виртуальным реверсом" окончательно уйдет в прошлое: украинский газопровод банально опустеет и его действительно придется запускать в реальный реверсный режим, для того чтобы Украина могла получить газ хоть откуда-нибудь. Да и цена на такой газ, похоже, будет существенно выше, чем сегодня...
Как показывает практика, построить новую "трубу" возможно, а вот найти альтернативный газ — куда сложнее. К примеру, в свое время Украина всерьез рассматривала вариант закупок сжиженного газа, для чего на берегу Черного моря даже планировали построить специальный терминал. Однако проект закончился ничем: Турция, контролирующая ворота в Черное море, заявила, что не пропустит газовые танкеры "по соображениям безопасности". Впрочем, реальная мотивация турецких властей может быть другой. У Турции — свои виды на газовый рынок Восточной и Южной Европы: она видит себя крупным газовым хабом для этого региона после реализации "Турецкого потока" и создавать себе конкурента в виде Украины с ее "сжиженно-газовым" проектом вовсе не намерена.
Похоже, украинская газотранспортная система, право собственности на которую в свое время стало поводом для ожесточенных внутри- и внешнеполитических дебатов в стране, уже в ближайшее время будет стоить не больше, чем металл, из которого она сделана. И это станет далеко не единственным примером того, как Украина распоряжается тем, что принято называть "транзитным потенциалом".
Огонек. №9. 2018