Киев примет закон о безопасности к саммиту НАТО
Татьяна Ивженко
Оппозиция зарегистрировала в Верховной раде второй законопроект «О национальной безопасности Украины». Первый документ с таким же названием в конце февраля подал в парламент президент Порошенко. Его политические противники сочли, что в президентском проекте предусмотрены слишком широкие полномочия главы государства. По данным украинской оппозиции, свои замечания к законопроекту есть и у представителей ЕС и НАТО.
Петр Порошенко, сообщая о регистрации первого законопроекта, подчеркнул, что он разрабатывался в сотрудничестве с западными консультантами. «Он предусматривает переход оборонного сектора на стандарты НАТО, – пояснил президент. – Я принял решение, что даже во время войны мы должны принять назначение гражданского министра обороны, разделить должности главнокомандующего ВСУ и начальника Генштаба. Провести ряд реформ, чтобы перевести страну на стандарты НАТО».
Все эти нормы в президентском законопроекте были изложены. В частности, предполагалось, что уже с 1 января 2019 года в Украине должны быть назначены министром обороны и его заместителями гражданские лица. Президент, как и сейчас, остается Верховным главнокомандующим. Кроме отдельных должностей главнокомандующего ВСУ и начальника Генштаба ВСУ была введена должность командующего объединенными силами.
Кстати, в конце прошлой недели Порошенко уже назначил на эту новую должность генерал-лейтенанта Сергея Наева (экс-замкомандующего Сухопутными войсками, который недавно был назначен первым замначальника Генштаба ВСУ). Представляя его, президент пояснил, что должность командующего объединенными силами предусмотрена уже вступившим в силу законом о стратегии действий Украины в Донбассе. «По моей инициативе Верховная рада приняла закон о реинтеграции Донбасса. Этим документом создана новая правовая основа для отпора вражеской агрессии в Донбассе, а в перспективе – и для восстановления территориальной целостности Украины. Формат антитеррористической операции будет изменен на операцию Объединенных сил. Руководство силами и средствами ВСУ и других военных формирований и правоохранительных органов ложится на командующего объединенных сил», – сказал Порошенко.
В законопроекте «О национальной безопасности» речь идет не о локальной операции, а о масштабной реформе сектора безопасности и обороны в целом. Председатель постоянной делегации Верховной рады в Парламентской ассамблее НАТО Ирина Фриз ранее сказала журналистам, что речь идет об основополагающем документе: «Он крайне необходим, чтобы мы доказали нашим партнерам, что мы движемся к стандартам и критериям НАТО в реформировании сектора безопасности и обороны».
В документе четко указаны полномочия, сфера ответственности, иерархия подчинения 15 ведомств силового блока.
После регистрации президентского проекта украинская оппозиция, а затем и некоторые западные эксперты отметили, что документ предусматривает слишком широкие полномочия главы государства. И в кадровых вопросах, и в вопросах применения силовых структур. А гражданский контроль над силовиками предусмотрен формально, но в законе не указаны механизмы такого контроля.
Порошенко воспользовался правом подать законопроект на рассмотрение вне очереди – с пометкой «неотложный». Однако на голосование Верховной рады он пока не был внесен. Председатель украинского парламента Андрей Парубий в начале месяца сказал журналистам, что Киев ожидает реакции западных партнеров, которых ознакомили с документом. Парубий отметил, что раз Украина собирается в будущем стать членом НАТО, то мнение западных экспертов следует услышать и учесть.
В середине месяца с этим мнением ознакомила украинскую общественность член парламентского комитета по иностранным делам, депутат Светлана Залищук. На своей странице в соцсети она сообщила, что представители ЕС и НАТО выступили с критикой зарегистрированного президентского законопроекта. Соответствующее письмо (адресованное, по данным Залищук, президенту Порошенко, спикеру Парубию и секретарю Совета нацбезопасности и обороны Александру Турчинову) подписали глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли, посол США в Украине Мари Йованович, глава представительства НАТО в Украине Александр Винников и глава Консультативной миссии ЕС в Украине Кястутис Ланчинскас.
Украинский депутат отметила, что западных лидеров обеспокоил вопрос гражданского контроля над силовиками (в частности, за деятельностью СБУ). Второй момент – о прозрачности использования финансовых ресурсов в оборонной сфере. И, наконец, украинской власти был задан вопрос о «Ставке Верховного главнокомандующего, что не соответствует стандартам и принципам НАТО и может иметь существенное негативное влияние на принцип гражданского контроля».
В этот момент 17 депутатов (члены оппозиционной партии «Самопомощь») зарегистрировали свой законопроект «О национальной безопасности Украины». Он мог бы стать дополнением президентского проекта, поскольку фактически дал ответ на замечания западных партнеров. В пояснительной записке отмечается, что «президент руководит сектором безопасности и обороны, хотя он находится вне всякого демократического гражданского контроля за своей деятельностью в этой сфере».
Депутаты предлагают четко определить полномочия главы государства. Предлагается оставить за президентом право прямо влиять на кадровые назначения, однако отдельной строкой указано, что министр обороны (гражданское лицо) должен быть подотчетен Верховной раде.
Минобороны, согласно законопроекту, является «главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику по вопросам нацбезопасности в военной сфере, сферах обороны и военного строительства».
Высшим военным должностным лицом (и советником президента по военным вопросам) предлагается утвердить главнокомандующего сил обороны. К их числу отнесены ВСУ, Государственная спецслужба транспорта, Главное управление разведки Минобороны, Нацгвардия Украины. Главнокомандующий ВСУ – это только одна из должностей в иерархии. Депутаты предлагают отбирать кандидатов «из числа лиц высшего офицерского состава ВСУ, которые имеют не менее 10 лет выслуги в ВСУ», а также ограничить срок полномочий главнокомандующего ВСУ тремя годами с возможностью продления только на год.
Силы безопасности выделены в отдельный блок – СБУ, Госпогранслужба, Госслужба спецсвязи и защиты информации, Управление госохраны, отдельные разведывательные органы. Как и в президентском проекте, предусмотрена должность командующего объединенными силами – через Объединенный оперативный штаб ВСУ. Этот штаб, как сказано в законопроекте, «является органом оперативного управления межвидовыми и межведомственными группировками войск (сил)».
Оппозиция сделала в своем документе акцент на двух вещах – гражданском контроле за использованием и деятельностью силовых структур; а также на «российской угрозе».
Что касается первого блока, то предлагается, чтобы министры обороны, внутренних дел, руководитель СБУ, начальник Управления госохраны подавали в Верховную раду ежегодные отчеты о деятельности, лично принимали участие в рассмотрении этих отчетов. В целом предлагается ввести четыре направления гражданского контроля. Один из них – за применением армии.
Законопроект оппозиции содержит очень подробные, исчерпывающие перечни национальных интересов Украины и угроз нацбезопасности. В первой из упомянутых статей много раз упоминается Россия – как угроза. Получение членства в ЕС и НАТО, как и в президентском проекте, значится в перечне национальных интересов, но не на первом месте, а после процитированных пунктов.
В перечень угроз включены и «другие государства» без упоминания названий, а также широкий спектр внутренних проблем. Сказано также об угрозе проявлений сепаратизма в отдельных регионах Украины. В Раде считают, что закон может быть принят к саммиту НАТО.
Независимая газета. 20.03.2018