Будапешт ослабил позицию Киева в газовом конфликте
Ольга Соловьева
В сценариях российско-украинского газового конфликта появились новые неопределенные факторы. Дополнительные поставки голубого топлива Киеву якобы пообещал Катар. Растут шансы на сохранение поставок российского газа на фоне неудач реализации «Турецкого потока». Но одновременно Киев теряет часть европейской поддержки из-за обострения кризиса в отношениях с Венгрией.
Украино-венгерский конфликт перешел в новую фазу. МИД Венгрии резко отреагировал на размещение армейских сил Украины в районах проживания венгров. «Они считают венгерскую общину угрозой для Киева, что возмутительно, и поэтому Венгрия категорически отвергает это», – заявил вчера глава МИД Венгрии Петер Сийярто.
При этом он напомнил, что Венгрия является одной из трех стран ЕС, включая Польшу и Словакию, которые осуществляют поставки природного газа в Украину после конфликта между российской энергетической компанией «Газпром» и компанией «Нафтогаз» Украины. Подобные заявления он, в частности, сделал в связи с несогласием Венгрии на проведение встречи министров обороны Евросоюза и Украины, запланированной на апрель, а также переброской украинских военнослужащих в Закарпатье, где традиционно проживают этнические венгры.
Лишить Украину реверсных поставок газа Украине Венгрия не сможет. Но ослабить поддержку Киева на энергетических переговорах со стороны еврочиновников Будапешту вполне по силам. А в сложном «российско-украино-турко-европейском газовом уравнении» решающим может оказаться любой политический фактор, который прямого отношения к энергетике, казалось бы, и не имеет.
Недавно Москва признала провал проекта «Турецкий поток» в качестве альтернативы российско-украинскому транзиту. Из-за двукратного сокращения мощностей газопровода «Турецкий поток» (с 63 млрд до 31,5 млрд куб. м в год) ликвидации подлежат 506 км линейной части «Восточного маршрута» (Починки–Анапа) «Южного коридора» и газоизмерительная станция «Моршанская».
Одним из основных противников российских газовых проектов в Европе остается Украина, которая полагает, что такие проекты, как «Турецкий поток» и «Северный поток-2» (СП-2), прямо угрожают транзиту российского голубого топлива по территории Незалежной до европейских потребителей. И Киев обещает и дальше выступать против усиления позиций «Газпрома» в Европе. «Мы активизируем усилия, разъясняя опасность роста монополизма «Газпрома» на европейских энергетических рынках и применения им газового оружия... Мы сделаем все, чтобы помешать «Газпрому» оказывать давление на страны ЕС, как он это делал по отношению к Украине», – сообщил вчера председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев.
Напомним, проект СП-2 предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд куб. м газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод пройдет рядом с «Северным потоком».
При этом некоторые федеральные СМИ ранее сообщали о том, что России сложно будет отказаться от контрактов с Украиной даже в связи с введением СП-2. В частности, сообщалось, что уже в 2020 году РФ не сможет обойтись без транзита газа через территорию Украины, так как трубопровод СП-2 сможет прокачивать лишь 34 млрд кубов из проектных 55 млрд. «Газопровод Eugal, который на территории Германии должен стать продолжением трубы СП-2, будет полностью готов только к концу 2020 года», – писали СМИ со ссылкой на сообщения компании – оператора Gascade, которая владеет 50,5% в проекте.
При этом уже вчера в Gascade опровергли предыдущее сообщение. «Газопровод Eugal сможет транспортировать максимальный объем газа в 55 млрд куб. м к концу 2020 года», – сообщил представитель оператора, подчеркивая, что строительство газопровода начнется после получения разрешений, которые ожидаются в середине 2018 года.
Тем не менее в ближайшие годы без украинского транзита России все-таки не обойтись, полагают некоторые эксперты.
Пока же создается также ощущение, что Украина и вовсе не намерена возвращаться к закупкам российского газа. В частности, вчера президент Украины Петр Порошенко в ходе встречи с эмиром Катара шейхом Тамимом бин Хамадом Аль Тани обсудил перспективы выхода катарского сжиженного газа на украинский рынок. Такие заявления, в частности, делает пресс-служба президента Украины.
По-прежнему напряженной остается ситуация вокруг противостояния российского «Газпрома» и украинского «Нафтогаза» в связи с решением Стокгольмского арбитража. Напомним, в конце февраля он вынес решение, по которому «Газпром» должен доплатить «Нафтогазу» 4,63 млрд долл. за недопоставку согласованных объемов газа для транзита. По итогам двух арбитражных споров российский концерн должен выплатить 2,56 млрд долл. Президент Украины Порошенко подчеркивал, что каждый день невыполнения решения Стокгольмского арбитража будет стоить «Газпрому» 0,5 млн долл.
И, по мнению юристов, шансы российского «Газпрома» отменить решение Стокгольмского арбитража невелики. «Согласно недавним заявлениям российской компании, именно второе решение (Стокгольмского арбитража. – «НГ»), которым установлен долг перед украинской компанией, будет обжаловаться в судах по месту осуществления арбитражного разбирательства, то есть в Швеции. И, как следует полагать, «Газпром» будет просить шведские суды приостановить исполнение именно второго решения арбитража, тем самым приостановив начисление штрафных санкций», – рассказал Интерфаксу старший юрист юридической фирмы «ЕПАП Украина» Александр Волков.
На протяжении всего времени отношения «Нафтогаза» и «Газпрома» развивались по синусоиде – от плохого мира к хорошей войне, говорят эксперты «НГ». «При этом на текущий момент Украина (как и Европа) не может обходиться без российского газа, а «Газпром» – без украинского транзита. Исходя из этого, мы оцениваем последние словесные пикировки «Нафтогаза» и «Газпрома» как элемент переговоров. Рано или поздно стороны сядут за стол переговоров и будут искать компромисс», – уверен старший аналитик компании «Альпари» Роман Ткачук, полагая, что полный разрыв отношений двух компаний минимален.
«Если бы удалось вынести политику за скобки, стороны вполне могли бы договориться о продолжении сотрудничества на условиях, выгодных всем сторонам», – рассуждает эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. По его мнению, самым пессимистичным сценарием стало бы решение действительно «закрутить вентиль». «Но это было бы неперспективным решением, поскольку привело бы только к активизации в Европе поиска альтернативных решений по обеспечению энергетики газом. Это в конечном счете ударило бы по экономическим интересам самого «Газпрома», – резюмирует аналитик.
Независимая газета. 21.03.2018