Запад продвигает свой сценарий решения конфликта в Донбассе
Сергей Жильцов, доктор политических наук
Вопрос о путях решения конфликта в Донбассе по-прежнему находится в фокусе внимания России и западных стран, которые предлагают свое видение принципов работы в Донбассе миротворческой миссии ООН.
Пока позиции России и западных стран имеют значительные расхождения, которые не смогли сблизить переговоры специального представителя президента США по Украине Курта Волкера и помощника президента РФ Владислава Суркова. Россия предлагает разместить миротворческий контингент на линии соприкосновения конфликтующих сторон с целью обеспечения безопасности наблюдателей ОБСЕ. Данный подход определяется принципами, изложенными в Минских соглашениях, на выполнении которых настаивает российская сторона.
Подобное предложение не устраивает западные страны, которые продвигают свою концепцию решения конфликта. Речь идет о предоставлении миссии возможности полного контроля над всей территорией конфликта, в том числе на границе России и Украины.
Подход западных стран совпадает с требованиями Украины создать условия для установления контроля над российско-украинской границей. Для Киева, так же как и для западных стран, вопрос установления контроля над российско-украинской границей является ключевой задачей, хотя этот пункт является последним в Минских соглашениях.
Официальный Киев последовательно проводит курс, который не совпадает с положениями, зафиксированными в Минских соглашениях. Подобная политика говорит о том, что украинская сторона пока не собирается выполнять пункты, предусматривающие амнистию, предоставление особого статуса и тем более проведение выборов. Более того, официальный Киев занял жесткую позицию, отказываясь обсуждать размещение миротворческой миссии с представителями Луганской и Донецкой народных республик. Подобная риторика украинских политиков свидетельствует о доминировании в коридорах власти бескопромиссной позиции в отношении неподконтрольных территорий и неготовности пересматривать сложившиеся подходы к выстраиванию отношений с регионами. В этом контексте следует рассматривать закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». Данный закон фактически перечеркнул Минские соглашения, поскольку ставит барьер на пути предоставления неподконтрольным территориям особого статуса. Россия признана в документе агрессором, а неподконтрольные территории – оккупированными. Одновременно с этим исключен пункт о приоритетности Минских соглашений, которые на протяжении нескольких лет служат основой при обсуждении путей урегулирования конфликта в Донбассе.
За дискуссиями о формате миротворческой операции скрываются разные интересы, которые продвигают Россия и западные страны. Последние стремятся сместить акценты в решении конфликта в Донбассе, перенося внимание с выполнения Минских соглашений на реализацию миротворческой операции, которая, в свою очередь, рассматривается Западом в контексте долгосрочных интересов. Подобная позиция исходит, с одной стороны, из понимания того факта, что Киев не готов к реализации Минских соглашений. Сложившаяся расстановка сил перед парламентскими и президентскими выборами, которые должны пройти в 2019 году, не оставляют шансов на реализацию Минских соглашений. В то же время жесткая и бескомпромиссная позиция Киева, которая формировалась при поддержке и участии Запада, подталкивает внешнеполитических партнеров Украины к выдвижению новых инициатив, которые должны сформировать новую политическую платформу для решения конфликта. Это лишь подчеркивает тот факт, что западные страны не номинально претендуют на расширение своего влияния в Украине. Шаги в этом направлении западные страны предпринимают последние годы, пытаясь через юридические меры закрепить за собой Украину и одновременно ослабить политическое влияние России. В этом контексте вопрос о миротворческих силах в зоне конфликта приобретает особое значение.
В целом подходы Запада к решению конфликта в Донбассе следует рассматривать в контексте санкционной политики в отношении России, курса на дальнейшее ослабление ее позиций в зоне конфликта и ограничение ее влияния. Одновременно западные страны поддерживают официальный Киев, поощряя его активно использовать конфликт в Донбассе во внешней и внутренней политике.
Внимание западных государств к Украине продиктовано географическим положением страны, возможностью контроля над транспортными коммуникациями, которые связывают Россию с европейскими странами. Сохранение влияния на Киев усиливает позиции Запада в Черноморском регионе. Эта задача прибрела особое значение в контексте вхождения Крыма в состав России.
В продвижении своих интересов в Украине и оказании давления на Россию Запад активно использует такой инструмент, как принятие резолюций. В январе 2018 года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию «О гуманитарных последствиях войны в Украине», которая содержит требования к российской стороне прекратить финансовую и военную поддержку самопровозглашенных республик в Донбассе, перестать признавать паспорта, которые выдают в неподконтрольных территориях, и соблюдать права человека в Крыму.
Отсутствие компромисса между Россией и западными странами в отношении вопроса урегулирования конфликта в Донбассе ведет к его затягиванию. Вхождение страны в предвыборный период снижает вероятность разрешения конфликта. Тем более что официальный Киев и основные политические партии не готовы к диалогу с руководством неподконтрольных территорий, риторика в отношении которых по-прежнему не допускает налаживания политического диалога.
Следует отметить, что при обсуждении вопросов, связанных с решением конфликта в Донбассе, западные страны игнорируют интересы Киева, который воспринимается ими в качестве слабого регионального игрока. Киеву отводится роль «активной оппозиции» в отношении России на постсоветском пространстве, через который Запад рассчитывает оказывать давление на российскую политику.
НГ-Дипкурьер. 26.02.2018