"Турецкий поток" пока не пойдет в Южную Европу
Сергей Правосудов, генеральный директор Института национальной энергетики
В последнее время в СМИ активно обсуждается тема реализации проекта «Турецкий поток». Напомним, что речь идет о строительстве газопровода из России в Турцию по дну Черного моря. В отношении первой нитки мощностью 15,75 млрд куб. м газа в год вопросов не возникает, так как она предназначена для турецких потребителей. А вот в отношении перспектив второй нитки аналогичной мощности многие эксперты выражают сомнения. Дело в том, что она предназначена для потребителей стран Южной Европы, а маршрут прохождения нового газопровода по территории европейских стран вроде бы формально еще не определен. Многие вспоминают проект «Южный поток», который должен был также обеспечить российским газом страны Южной Европы, но в итоге был отменен. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Принципиальное отличие «Турецкого потока» от «Южного» заключается в мощности. «Южный поток» планировался на четыре нитки пропускной способностью 15,75 млрд куб. м газа каждая. «Турецкий поток» в 2 раза меньше, а на входе на территорию Европейского союза (ЕС) – в 4 раза меньше. Кроме того, на территории европейских стран газопроводами в рамках проекта «Южный поток» должны были владеть совместные предприятия «Газпрома» и местных газовых компаний. Именно этот факт очень не нравился Европейской комиссии. В отношении продолжения «Турецкого потока» на территории ЕС «Газпром» никаких совместных предприятий не создавал, а значит, не будет владеть газопроводами. Как же пойдет газ?
В настоящее время поставки российского газа в Турцию идут по двум маршрутам: газопроводу «Голубой поток» (пролегает по дну Черного моря) и сухопутному маршруту, который проходит по территории Украины, Румынии и Болгарии. Мощность «Голубого потока» составляет 16 млрд куб. м газа в год. В минувшем году «Газпром» поставил Турции 29 млрд куб. м газа. Следовательно, не менее 13 млрд куб. м газа прошли по территории соседней с Турцией Болгарии.
«Турецкий поток» должен заработать в 2019 году. Это означает, что весь российский газ сможет поступать в Турцию напрямую и Болгария потеряет статус транзитной страны. Что же тогда произойдет с газотранспортной системой Болгарии? Очевидно, что власти этой страны будут искать возможность ее использования. Это происходит уже сейчас. Болгарские власти договорились, что будут получать из Турции 1 млрд куб. м газа ежегодно из азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» в рамках проекта «Южный газовый коридор». Поставки должны начаться в 2020 году. Следовательно, газотранспортную систему Болгарии к этому времени будут переделывать под транспортировку газа с юга на север, а не наоборот, как она работает сейчас. В минувшем году «Газпром» поставил в Болгарию 3,3 млрд куб. м газа. Если 1 млрд эта страна станет закупать у Азербайджана, то оставшиеся 2,3 млрд куб. м придется брать у России. Значит, и этот объем пойдет из Турции. Это означает, что вся газотранспортная система Болгарии заработает в обратном направлении.
В настоящее время прорабатывается проект строительства небольшого (105 км) соединительного газопровода между Болгарией и Сербией, чтобы российский газ из Турции мог попадать в эту балканскую страну. В минувшем году Сербия закупила у «Газпрома» 2,1 млрд куб. м газа. В конце января текущего года президент Сербии Александр Вучич заявил, что строительство газопровода Болгария–Сербия начнется в июне-июле нынешнего года. «Мы строим интерконнектор между Болгарией и Сербией с поддержкой и финансовой помощью ЕС», – отметил он.
После Сербии газ из второй нитки «Турецкого потока» планируется поставлять в Венгрию. Газопровод между Венгрией и Сербией уже есть, его нужно только модернизировать и запустить в обратном направлении. Венгрия в 2017 году закупила 6,9 млрд куб. м российского газа. При этом газ в Венгрию сможет поступать и с севера – из Австрии, которая станет получателем газа из «Северного потока – 2».
Таким образом, вторая нитка «Турецкого потока» не подразумевает масштабного строительства новой газотранспортной системы на территории ЕС. В данном случае речь идет о модернизации уже имеющейся инфраструктуры и создании относительно небольших соединительных газопроводов. В качестве еще одного потребителя газа «Турецкого потока» планируется Греция, которая в 2017 году закупила у «Газпрома» 2,9 млрд куб. м. Но эта страна так же, как и Болгария, рассчитывает с 2020 года получать 1 млрд куб. м азербайджанского газа. Инфраструктура для этих поставок будет создана в рамках «Южного газового коридора», а оставшийся газ сможет поставлять «Газпром».
Не секрет, что Азербайджан в отличие от России не является мировым лидером по запасам природного газа. Именно поэтому Азербайджан вынужден закупать российский газ. Вполне вероятно, что по мере истощения месторождения «Шах-Дениз» по «Южному газовому коридору» начнет поступать российский газ.
В качестве альтернативы российскому газу для наполнения «Южного газового коридора» называют туркменский газ. Но для того чтобы он попал в Азербайджан, необходимо построить газопровод по дну Каспийского моря. Пока это невозможно, так как Туркменистан, Иран и Азербайджан не смогли заключить соглашение о разделе шельфа Каспийского моря. Кроме того, газ, который может пойти из Туркмении, окажется очень дорогим, так как месторождения залегают очень глубоко и содержат много сероводорода, который необходимо выделять на газоперерабатывающих заводах. У «Газпрома» есть подобное месторождение в Астраханской области. Запасы позволяют добывать здесь более 100 млрд куб. м газа ежегодно, но извлекается он из недр в 10 раз меньше. Именно из-за того, что себестоимость газа весьма высока. Не спасает экономику проекта даже близость к потребителям. Поэтому рассчитывать на «дешевый туркменский газ» европейским потребителям вряд ли стоит. Тем более что в последние годы Туркменистан активно наращивает поставки газа в Китай. А недавно началось строительство газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия. Получается, что туркменский газ предпочитает идти на Восток, а не на Запад.
__________________________
Мнение редакции "НГ-Энергии": Мнимые противоречия, связанные с известным заявлением российского министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что, мол, для второй ветки «Турецкого потока» нужны «железобетонные гарантии Еврокомиссии», и действиями «Газпрома», получившего турецкое разрешение для морской укладки второй нитки, связаны во многом с непониманием ситуации в регионе. А она многоплановая. Во-первых, журналисты явно забывают об американских санкциях, которые как дамоклов меч нависли над российскими нефтегазовыми проектами. В этих условиях есть смысл поспешить и начать укладку труб, поскольку своих морских трубоукладчиков у России нет. Во-вторых, как объясняет автор статьи, пока нет намерений о продлении трубопровода на территорию стран – членов ЕС, и это имел в виду Лавров. А в-третьих, прокладку сухопутного маршрута второй нитки по территории Турции будут осуществлять турецкие компании.
НГ-Энергия. 13.02.2018