Почему Европа уходит из Центральной Азии
Антон Курилкин
Европейский союз не может предоставить странам Центральной Азии такие же инвестиции и экономическую помощь, как Китай и Россия, поэтому должен бороться с влиянием этих стран "культурным" оружием и образованием, говорится в свежем сборнике аналитических статей европейского информационно-аналитического центра "Европа — Центральная Азия" (EUCAM).
Одиночество в Азии
Евросоюз чувствует себя одиноким в борьбе за права человека в Центральной Азии после победы Дональда Трампа на выборах в США. К тому же, принятая в 2017 году вторая стратегия ЕС по выстраиванию отношений со странами Центральной Азии не содержит конкретного плана действий и не устанавливает какие-либо измеряемые показатели успеха, считает координатор EUCAM Йос Бунстра.
Особенно печально выглядит новый документ ЕС на фоне программ России, Китая и США в регионе. Например, Соединенные Штаты взаимодействуют с центральноазиатскими странами в формате C5+1, Россия связана с республиками двусторонними договорами и через ЕАЭС и ОДКБ, а Китай активно инвестирует в развитие региона через инициативу "Один пояс — один путь".
Европейские эксперты задались вопросом — как же объединенной Европе стать в Центральной Азии амбициознее США, более вездесущей, чем Россия, и более разносторонней в плане инвестиций, чем Китай?
Завоевать сердца критикой
По мнению экспертов, опрошенных EUCAM, механизмом влияния на Центральную Азию могут стать культурный обмен и борьба за права человека, а продвижение толерантности и уважения к религиозной свободе способно развернуть жителей региона к Европе.
Однако конкретных мер по "продвижению толерантности" эксперты предложить не смогли — только еще раз подчеркнули, что Евросоюзу одиноко в данном вопросе.
Помочь с укреплением позиции Евросоюза могут и программы высшего и специального образования. В этом направлении Брюсселю удалось достичь определенного успеха — Казахстан присоединился к Болонскому процессу, Nazarbayev University активно сотрудничает с американскими и европейскими институтами, а университет КИМЭП присоединился к программам студенческого обмена Erasmus+.
Впрочем, студенты из Центральной Азии все равно предпочитают учиться в Китае и России (которая, кстати, точно так же, как и Казахстан, присоединилась к Болонскому процессу, а часть российских университетов участвует в Erasmus+).
Помочь укрепиться в ЦА Евросоюзу, по мнению экспертов, могут и курсы для трудовых мигрантов, которых в Европе научат вести бизнес и помогут им вернуться домой. В качестве удачного примера эксперты приводят страны Ближнего Востока и страны Тропической Африки.
Денег нет
Сотрудничество в сфере образования и поддержка малого бизнеса — единственное, что может предложить Европейский союз. Экономика не будет главной темой налаживания сотрудничества ЕС со странами Центральной Азии, говорится в исследовании. Единственное, чем финансово может помочь Брюссель, — сгладить негативные последствия безработицы в Кыргызстане и Таджикистане.
Европе необходимо быть максимально реалистичной в своих амбициях и корректировать цели и ожидания, считают эксперты EUCAM.
Данный подход выглядит неконструктивным, прокомментировал Sputnik Узбекистан выкладки европейских исследователей профессор факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова Андрей Манойло.
"В отношении Центральной Азии такой подход не является конструктивным, и у европейцев вряд ли что получится. Есть специфика региона, есть особенности его развития", — пояснил политолог.
По его словам, государства Центральной Азии нуждаются в первую очередь в инвестициях, а не консультативных услугах. Им нужны партнеры, которые могли бы вкладывать в развитие экономики реальные материальные ресурсы, уверен эксперт.
Подобные заявления ЕС отражают общий финансовый кризис в Европе, считает Манойло.
"У Европейского союза нет свободных денег, чтобы вкладывать их в Центральную Азию, этим и объясняется подобная осторожная политика", — добавил он.
Однако фактическое самоустранение ЕС из Центральной Азии не значит, что европейские компании не будут вкладывать в регион. Но, все-таки признает эксперт, бизнес-гигантам из Старого Света будет очень сложно конкурировать в регионе с тем же Китаем.
Sputnik Узбекистан. 13.02.2018