Отставка друга: как смена президента в ЮАР повлияет на отношения в БРИКС
Ксения Безвиконная
Президент ЮАР Джейкоб Зума уступил давлению собственной партии и ушел в отставку. Преемник обещает провести в стране антикоррупционную кампанию. Отношениям России и ЮАР отставка Зумы может пойти на пользу, говорят эксперты.
Однопартийцы против лидера
Президент ЮАР Джейкоб Зума согласился оставить свой пост по требованию партии «Африканский национальный конгресс» (АНК). В четверг парламент ЮАР, большинство которого составляют депутаты из АНК, назначил президентом единственного претендента на эту должность — занимавшего пост вице-президента Сирила Рамапосу. Оппозиционные партии отказались принимать участие в заседании парламента. Рамапоса, по закону, доработает до очередных выборов в 2019 году.
АНК принял решение, что поддержит отставку главы государства и бывшего лидера партии во вторник, и дал президенту 48 часов на ответ. В телевизионном обращении утром 15 февраля Зума объявил о решении немедленно уйти в отставку, не дожидаясь окончания своего второго и последнего президентского срока, однако отметил, что не согласен с претензиями правящей партии.
Политический кризис в ЮАР обострился в последние несколько месяцев, хотя попытки оппозиционных депутатов отстранить президента продолжались весь прошлый год. Голосование об импичменте проваливалось несколько раз из-за отказа АНК поддержать отставку. Однако ситуация изменилась после того, как в конце прошлого года Зуму на посту лидера АНК сменил Рамапоса.
Сразу после избрания Рамапоса объявил о необходимости побороть коррупцию и злоупотребления в партийных рядах, а также провести в стране радикальные экономические преобразования. Основной претензией однопартийцев и оппозиции к Зуме касались его финансовых злоупотреблений.
Скандальное президентство
Зума занимал пост президента с 2009 года и не раз становился фигурантом коррупционных скандалов. Его много лет подозревают в тесных связях с семьей Гупта, возглавляющей бизнес-империю, в которую входят активы по добыче полезных ископаемых, средства массовой информации и технологические компании. Полиция ЮАР продолжает расследовать возможное влияние семьи Гупта на назначения в кабинет министров, а также обстоятельства получения ею миллионных государственных контрактов.
В 2017 году Верховный апелляционный суд постановил, что Зума виновен почти в 800 случаях мошенничества, взяточничества и отмывания денег, связанных с многомиллиардными сделками по закупке оружия в 1999 году, когда политик был еще заместителем президента. В прошлом году Конституционный суд ЮАР постановил, что парламент не смог привлечь Зуму к ответственности в связи со скандалом о финансировании его загородной резиденции из государственных средств из-за несовершенства законодательства и дал указания Национальной ассамблее разработать новые правила импичмента президента.
В 2014 году в ЮАР разразился скандал, связанный с президентской резиденцией в Нкандле (провинция Квазулу-Наталь). Тогда юрист Тули Мандонсела опубликовал доклад, в котором обвинил Зуму в растрате $15 млн госсредств. Суд обязал президента частично оплатить стоимость реконструкции резиденции. Зума отрицал нарушения, но все же вернул в казну $631 тыс.
До отставки президента сообщалось, что он хочет получить иммунитет от уголовного преследования. Пока Рамапоса не сказал, гарантирует ли он своему предшественнику защиту.
Проще без Зумы
Рамапоса был одним из активистов борьбы против апартеида и стал главным представителем президента Нельсона Манделы на переговорах, которые привели к падению расистского режима в 1994 году. Позже Рамапоса предпочел бизнес политической карьере и приобрел доли почти во всех ключевых секторах экономики ЮАР — от телекоммуникаций до добычи полезных ископаемых. В 2012 году будущий президент вернулся в политику, заняв пост заместителя председателя АНК, а в 2014-м был назначен заместителем главы государства.
Приход Рамапосы не приведет к кардинальным изменениям во внешней политике ЮАР, сказал РБК научный сотрудник Института Африки РАН Эльдар Салахетдинов. За время правления Зумы довольно активно развивались экономические связи между Россией и ЮАР. Товарооборот между странами в 2016 году составил $750 млн, из них на российский экспорт пришлось $207 млн, а на импорт из ЮАР — $543 млн. За девять месяцев 2017 года товарооборот России с ЮАР составил $633 млн, увеличившись на 7,27% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
В 2014 году «Росатом» и правительство ЮАР подписали соглашение о стратегическом партнерстве, которое предусматривает совместное сооружение до восьми энергоблоков АЭС. Однако в 2017 году Высокий суд Западно-Капской провинции признал соглашение противоречащим Конституции, так как оно не обсуждалось в парламенте. «Уход старых кадров АНК, так или иначе связанных с Россией, ослабляет российские позиции, а проект по строительству АЭС после ухода Зумы, скорее всего, будет надолго отложен», — говорит Салахетдинов. Однако, как замечает эксперт, для российских компаний в ЮАР в последнее время связи с Зумой приносили больше вреда, чем пользы из-за его репутации, и поскольку его уход был ожидаем, российские представители налаживали контакты с его оппонентами.
Россия и ЮАР входят в неформальное объединение БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), первый саммит которого прошел в 2009 году. ЮАР присоединилась в апреле 2011 года.
Смена власти в ЮАР не должна существенно повлиять на международные отношения, считают эксперты. Политические кризисы в странах БРИКС, таких как ЮАР или Бразилия, не способствуют укреплению и оптимизации объединения, однако они не станут поводом для развала союза и выхода из него кого-то из членов, считает исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС Георгий Толорая.
В Бразилии в августе 2016 году сенат объявил импичмент президенту Дилме Русеф, а летом 2017 года попытка парламента отстранить ее преемника Мишела Темера провалилась из-за недостатка голосов.
Прежде всего БРИКС — это экономический союз. Объединение способствует повышению роли крупнейших развивающихся рынков в глобальном управлении и защите ими своих интересов, говорит эксперт. «Страны БРИКС видят в этом формате очень хороший шанс для укрепления своих международных позиций», — поясняет Толорая. В то же время экономические трудности внутри стран-членов ослабляют сами страны, а не БРИКС, и делают объединение даже более нужным, чтобы «компенсировать ухудшение собственных позиций».
В рейтинге самых «несчастных» экономик мира агентства Bloomberg, опубликованном 15 февраля, Южная Африка заняла второе место (на первом — Венесуэла). Темпы роста экономики ЮАР начали замедляться в 2010 году, в среднем в годы правления Зумы ежегодно ВВП рос на 1,6%. Невысокий темп Bloomberg связывает с различными просчетами в политике и плохим подбором кадров на ключевые должности в экономике. Одна из основных проблем — безработица. По данным Reuters, в 2017 году ее фактический уровень составлял 40%.
РБК. 15.02.2018