Над безвизовым режимом Грузии с ЕС нависла Германия
Георгий Двали, Тбилиси; Елена Черненко
Безвизовый режим Грузии со странами Евросоюза действует меньше года, однако европейские политики все чаще говорят о его возможной отмене. Особенно обеспокоены власти Германии: как заявил глава МВД Томас де Мезьер, рост числа грузинских граждан, нарушивших правила безвизового нахождения на территории ЕС, а также вал запросов на предоставление политического убежища могут привести к тому, что безвизовый режим будет приостановлен. Грузинские власти согласны на компромиссный вариант в виде «предварительной электронной регистрации путешественников». При этом ответственность за сложившуюся ситуацию они неожиданно возложили на Россию.
С обеспокоившим власти Грузии заявлением Томас де Мезьер выступил в конце прошлой недели на Мюнхенской конференции по безопасности. Он сообщил, что лично предупредил министра иностранных дел Грузии Михаила Джанелидзе о возможной приостановке безвизового режима, при этом отметив: решение проблемы «зависит от Грузии». «Надеюсь, визовая либерализация сохранится, однако рост числа нарушителей вызывает тревогу»,— поделился своим недовольством глава МВД. Отметил он и «рост криминала (на территории ЕС.— “Ъ”) среди выходцев из Грузии». Ранее с требованием принять меры по пресечению нежелательного трафика из Грузии к Томасу де Мезьеру обратились руководители федеральных земель Северный Рейн—Вестфалия и Бавария.
Нынешний режим пересечения границ ЕС действует для грузин с 28 марта 2017 года. Как рассказал в понедельник Михаил Джанелидзе, за прошедшее время им воспользовались 220 тыс. человек.
«Это были и краткосрочные туристические визиты, и визиты для налаживания бизнес-связей, углубления деловых и культурных отношений»,— отметил он.
Между тем уже в октябре выяснилось, что 10 тыс. граждан, въехавших в Евросоюз, не вернулись в Грузию вовремя (согласно правилам, им нельзя оставаться на территории ЕС более трех месяцев в любые полгода). Многие при этом запрашивали в Германии и других странах ЕС политическое убежище. По данным министра Джанелидзе, в 2017 году число таких заявок увеличилось на 35% — до 10 455.
В ответ на заявление Томаса де Мезьера грузинский МИД предложил Германии присвоить Грузии статус «безопасного государства». Если у страны будет такой статус, власти ФРГ смогут автоматически отказывать эмигрантам из нее в предоставлении убежища и немедленно высылать их на родину. В случае с Грузией это будет происходить за счет грузинского правительства по соглашению о реадмиссии.
Впрочем, экс-ректор Тбилисской дипломатической академии Иосиф Цинцадзе в разговоре с “Ъ” отметил: «Решения о "безопасности" той или иной страны принимаются после сложных процедур, а вот приостановить соглашение о безвизовом режиме гораздо легче». В соглашении об отмене виз есть специальная статья, позволяющая на временной или постоянной основе вернуть прежние визовые формальности.
В попытке сохранить нынешние правила грузинские политики начали активную работу как на дипломатическом уровне, так и в рамках общения с населением. Так, накануне министр юстиции Грузии Тея Цулукиани попросила сограждан «не губить безвизовый режим с ЕС» нарушением его правил. А некоторые грузинские дипломаты в европейских государствах получили указание немедленно провести с правительствами стран пребывания консультации по теме «сохранения режима визовой либерализации», сообщают дипломатические источники “Ъ”. Они отмечают, что перед сотрудниками грузинских посольств стоит задача «твердо заявить», что Тбилиси выступает категорически против полной отмены безвизового режима как «величайшего достижения страны за весь период независимости», но не будет активно возражать, если ЕС ускорит введение «предварительной электронной регистрации путешественников из Грузии». То есть, по сути, упрощенного варианта визы.
При этом в Тбилиси утверждают, что немалая доля ответственности за возникшие проблемы лежит на России. Глава администрации президента Грузии Георгий Абашишвили заявил: «Россия и российская пропаганда всячески пытаются очернить безвизовый режим между Грузией и ЕС». В детали он вдаваться не стал, но призвал сограждан не паниковать и выразил уверенность в том, что безвизовый режим сохранится — «вопреки российскому влиянию». Такую же мысль высказал грузинский президент Георгий Маргвелашвили, отметивший: если российские власти «умудряются в той или иной форме влиять на процессы выборов в ведущих странах», то неудивительно, что они также могут убедить Европу в том, что «грузины создают ей особые проблемы».
Впрочем, проведенный “Ъ” поиск не позволил обнаружить ни одного публичного высказывания российского официального лица, в котором звучала бы критика безвизового режима Грузии и ЕС.
Коммерсант. 20.02.2018