Узбекистан строит оборону по советским лекалам
Владимир Мухин
В Узбекистане с приходом к власти президента Шавката Мирзиеева продолжаются попытки реформ в сфере обороны и безопасности. За год его правления кадровые зачистки в руководстве страны и местных органах власти сопровождались структурными реформами не только в хозяйстве страны, но и в военном и военно-промышленном секторах. Одна из главных целей Мирзиеева – создать в Узбекистане крепкие оборонно-промышленные предприятия, которые позволят «не только обеспечить национальную армию современным вооружением и военной техникой», но и будут «способствовать диверсификации экономики страны».
Эту цель президент обозначил, выступая с докладом на заседании Совета безопасности страны. Каков будет итог таких начинаний для аграрно-сырьевого Узбекистана, неизвестно. Но, судя по озвученным планам нового руководства Узбекистана, Мирзиеев нацелен на амбициозные проекты, в которых просматривается его опыт партийно-хозяйственного руководителя времен СССР. А также некоторое копирование шагов, которые в свое время сделала Россия, проводя военную реформу.
На минувший год в Узбекистане усилены органы правопорядка и власть президента, связанная с воссозданием подчиненной ему лично Национальной гвардии. Сформирован Госкомитет по оборонной промышленности. Ожидается производство (ремонт) некоторых видов вооружений и специальных средств для силовых структур. За снабжение и укрепление морального духа армии и в целом обороноспособности страны теперь отвечает не только ее руководство, но и местные хокимы (руководители). Им доверено аутсорсинговое снабжение воинских частей. В каждой области формируется военно-административный сектор, отвечающий за связь с силовыми структурами, их материальное обеспечение, а также военно-патриотическое воспитание и т.п. А в самом военном ведомстве, Нацгвардии и других войсках создаются первичные организации Союза молодежи Узбекистана – что-то наподобие комсомола.
Пытаясь показать демократический характер реформ, Мирзиеев создал при Минобороны и в регионах общественные советы. Заработал и сайт военного ведомства. Мирзиеев утвердил и опубликовал новую оборонную доктрину, в которой подтверждены нейтральный статус страны и ее нацеленность на укрепление «военно-политических отношений и взаимодействия в сфере безопасности и обороны с другими зарубежными государствами». Практически за год новое узбекское руководство помирилось с соседями – Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. И впервые за постсоветское время подписаны с ними соответствующие военные соглашения.
В шагах нового узбекского лидера присутствует традиционный восточный колорит. Являясь наследником власти Ислама Каримова, у которого был бессменным премьером более 13 последних лет, Мирзиеев на заседании Совбеза впервые сказал об ошибках и недоработках своего предшественника.
Имя Каримова не называлось, но Мирзиеев заявил, что, «имея соответствующий научный и промышленный потенциал, в стране в течение 25 лет не уделяли должного внимания созданию ОПК, что, естественно, отразилось на уровне оснащенности Вооруженных сил». Досталось и прежнему, назначенному еще при Каримове министру обороны Кабулу Бердиеву. В начале сентября 2017 года президент понизил его в должности, назначив начальником Академии Вооруженных сил. Но вскоре по ходатайству нового министра обороны Абдусалома Азизова (до этого тот был главой МВД) его уволили и с этого поста. А в докладе Мирзиеев заявил, что «многие должностные лица в Минобороны не оправдали оказанного доверия, показали себя пассивными и безынициативными, не могут и не умеют самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность». Кроме того, освобождены от занимаемых должностей двое заместителей министра обороны, а также уволены со службы около 40 военачальников, 36 – понижены в должности.
Некоторые СМИ пишут, что Мирзиеев, во-первых, пока ограничен в возможностях, так как не все бывшие соратники Каримова убраны из силовых властных структур. У власти остается могущественный глава Службы безопасности страны Рустам Иноятов, а главу президентской администрации возглавляет назначенный еще Каримовым Зелимхан Хайдаров. Но и здесь есть противовесы. Как рассказали «НГ» осведомленные источники, Мирзиеев, у которого, как и у Каримова, только дочки, делает ставку на жену и зятьев. В силовой области это выглядит так – его старший зять, Ойбек Турсунов, является заместителем главы администрации президента. Отец Турсунова – Батыр Турсунов, который командовал ранее спецподразделениями, в звании генерала занимает руководящую должность в недавно созданной Национальной гвардии Узбекистана. Второй зять президента Узбекистана – Отабек Шаханов – якобы назначен заместителем начальника Службы безопасности президента.
Такая семейственность в структурах власти Узбекистана пока не влияет на интересы РФ в регионе. Однако настораживает то, что Россия только присматривается, как расширить военно-техническое сотрудничество с Ташкентом. А Китай уже организовал там работу некоторых военных заводов. На днях Мирзиееву показали продукцию завода «Узэлектроаппарат», который совместно с китайской компанией Hytera наладил выпуск восьми видов цифровых радиостанций. В Минобороны Узбекистана отмечают, что «цифровые рации сыграют важную роль в замещении импорта аналогичной продукции и обеспечении информационной безопасности».
Независимая газета. 12.01.2018